Top.Mail.Ru

Автоматизация: хороший инструмент в умелых руках

Руководитель, осознав необходимость автоматизации своего заведения, чаще всего принимается за дело с жаром. Он выясняет достоинства и недостатки той или иной системы, рассматривает варианты, начинает просчитывать их стоимость. Наконец автоматизирует ресторан или кафе и… начинает ждать быстрого результата. А он далеко не всегда налицо.

Иногда владелец вновь открываемого заведения не имеет достаточного опыта в ресторанном бизнесе и от устанавливаемой системы управления ожидает некоего чуда, не понимая того, что это всего лишь удобный инструмент в руках грамотного менеджера.

– Ресторанный бизнес весьма неоднороден, – объясняет Владимир Двухименный, генеральный директор ЗАО «Ист-Консепт». – Он объединяет и классические рестораны, и организацию питания сотрудников на предприятиях, и фаст-фуд, и рестораны клубного типа, а также заведения питания при гостиницах. В зависимости от того, каким рестораном человек владеет или управляет, у него имеются те или иные ожидания. К сожалению, иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда владелец вновь открываемого заведения не имеет достаточного опыта в ресторанном бизнесе и от устанавливаемой системы управления ожидает некоего чуда, не понимая того, что автоматизированная система – это всего лишь удобный инструмент в руках грамотного менеджера.

– Обычно пожелания заказчиков гораздо скромнее, чем возможности системы автоматизации, – говорит Максим Кузнецов, заместитель генерального директора ООО «Альянс». – Однако бывает и иная ситуация! Ресторатор, готовый вложить деньги в систему автоматизации своего заведения, уверен, что в первый же месяц в его ресторане резко повысится скорость обслуживания посетителей, прибыль, уровень ведения складского учета и отчетности. А результат может быть прямо противоположным! Когда надеются, что система автоматизации сразу начнет работать как часы, забывается пресловутый человеческий фактор. Персонал «не привык», управляющий «не готов», бухгалтер «не умеет». И вообще, раньше, когда считали на калькуляторе, все было понятнее! Проблема вновь замыкается на персонале, который работает с системой. Данная ситуация достаточно распространена, и требуется не одна неделя для адаптации сотрудников, чтобы ресторатор мог оценить возможности системы при грамотном и максимально полном использовании ее функций.

Что можно ждать от системы…


– Управляющий ждет от системы оптимизации работы ресторана, а именно – «удобства в кубе»: для гостей, для персонала в работе с системой, а также удобства контроля за работой заведения, – продолжает Максим Кузнецов. – Современные системы отвечают всем этим требованиям. Официант оформляет заказ, позиции заказа автоматически делятся и направляются на установленные принтеры бармена и повара (возможно, в нескольких цехах). Официант может добавить к заказу комментарий (так называемый модификатор), работать с курсами (то есть указать очередность подачи блюд). Повар отправляет сообщение на пейджер официанту или на рабочую станцию о готовности блюда. Для удобства гостя возможна установка кнопок вызова официанта. Эти технологии значительно сокращают время ожидания заказа гостем, создавая, таким образом, благоприятное впечатление о заведении.

В автоматизированном ресторане официант может контролировать свои столы, видеть время открытия счета, его состав и прочее.

Складской учет также автоматизируется, показывая наглядно движение продуктов. Формируются отчеты о финансовых движениях, идет сбор маркетинговой информации.

При автоматизации заведения питания повышается не только удобство работы персонала, но и уровень контроля за этой работой. Иначе говоря, управляющий, зайдя в программу и открыв необходимые отчеты, получает возможность увидеть реальную картину работы заведения. Он может, например, посмотреть складские остатки, отчеты о проданных блюдах, отчеты по продажам для каждого сотрудника и так далее.

Иногда, купив и успешно внедрив систему, управляющий не получает ожидаемую актуальную информацию, хотя система располагает этими возможностями. Происходит это, опять же, из-за человеческого фактора – например, несвоевременного занесения приходов товара, неточной калькуляции, незнания всех возможностей системы.

– И здесь нужно четко понимать, что система автоматизации может лишь служить помощником в достижении определенного результата, но достижение результата – это уже дело рук обслуживающего персонала, – подчеркивает Максим Кузнецов.

…и что использует ресторатор


– Как правило, рестораторы используют только ту часть системы, которая ориентирована на их бизнес, – объясняет Владимир Двухименный. – Есть некоторые опции, про которые спрашивает любой потенциальный заказчик, – например, возможность использования в системе так называемых «наладонников» для официантов (мини-компьютеров, позволяющих официанту оформить заказ, не отходя от столика). Используют же эту опцию единицы.

– Конечно, при выборе системы нужно учитывать и объем заведения, – обращает внимание Максим Кузнецов. – Небольшое кафе и огромный развлекательный центр могут установить одну и ту же систему, но в кафе многие ее функции не будут использоваться – например, работа по коду блюд, накопительная система скидок. Для кафе также не требуется дополнительное оборудование (считыватель штрих-кодов, турникет и другое), не нужна интеграция с другими системами, не так велика потребность подробных маркетинговых исследований.

Однако и в кафе сегодня использование системы автоматизации расширяется. К примеру, в калужском BUB-102 была установлена система Tillypad для автоматизации приема и обработки заказов от гостей, а также складского учета. Но на сегодняшний день здесь, помимо этого, используется протокол учета рабочего времени, проводятся маркетинговые акции по премированию персонала и привлечению гостей.

На базе отдыха «Волжанка» в Тверской области была поставлена задача ввести безналичную систему расчетов по предоплате. Тем самым расчет в ресторане, развлекательном центре и летнем кафе должен был производиться по карточке, на которую гость предварительно вносил необходимую сумму денег. В результате внедрения комплекса Tillypad была реализована не только поставленная задача, но и решились проблемы по планированию закупок, выявлению предпочтений постоянных гостей, контролю денежных потоков внутри комплекса и отчетности.

– С течением времени вместе с появлением новых технологий требования рестораторов к системе автоматизации изменились, – говорит Максим Кузнецов. – Сейчас постепенно расширяется использование беспроводных сетей (Wi-Fi), официанты начинают чаще работать с карманными компьютерами. Гостю предоставляются на выбор варианты расчета (к примеру, клубная система с предоплатой, позволяющая проводить различные маркетинговые акции). Применяются системы лояльности посетителей и сбор маркетинговой информации о постоянных гостях (любимое блюдо, приоритеты подачи и прочее). Системы для сетевых ресторанов позволяют ресторатору отслеживать работу нескольких своих заведений в единой базе данных. Заказчики также в последнее время достаточно часто изъявляют желание интегрировать систему автоматизации с системами видеонаблюдения.

– С каждым годом требования к системе автоматизации, несомненно, возрастают, – подтверждает Владимир Двухименный. – Фактически все рестораны стали использовать интеллектуальные кассовые системы. Все реже и реже применяется клавиатура: рестораторы предпочитают ей более удобные и надежные Touch-системы.

Широкое распространение получили клубные карты, расчеты по международным кредитным, депозитным картам и другие новшества.

В комплексе программы «Русский Ресторан» все перечисленные новинки используются в полной мере.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх