Андрей Колодяжный: Путь шефа

06 Сентября 2022

Как кулинарные соревнования приводят к профессиональному развитию и успеху

Андрей Колодяжный:  Путь шефа

Что нужно современному шефу для того, чтобы состояться в профессии, стать знаменитым и успешным? Быть уверенным и амбициозным сегодня недостаточно. Помимо знаний и профессионального опыта, нужно выработать свой уникальный стиль, кулинарный почерк, быть первым и лучшим в своем кулинарном направлении. Именно для этого существуют кулинарные соревнования и чемпионаты. Шеф-повар Андрей Колодяжный – герой нашего интервью – свой успех в профессиональной сфере связывает с опытом и насмотренностью, интересными знакомствами, которые он получил, будучи участником кулинарных турниров. Андрей уверен, что для профессионального развития очень важно, чтобы кулинарное творчество оценивали не только гости заведения, в котором работает шеф, но и коллеги-профессионалы. 

О начале профессионального и карьерного роста

– Андрей, расскажите, как пришли в профессию и с чего начался Ваш карьерный рост?

– Все началось в 1997 году, в родном городе Минеральные Воды. После окончания 9‑ти классов я поступил в поварское училище. Отучился 3 года на повара. За училищем последовал кулинарный колледж, а за ним – обучение в высшем учебном заведении. Вот так меня заворожила поварская стезя.

После Минвод был Пятигорск, следом Краснодар, затем несколько лет работал в Сочи. Сложный путь привел меня в Москву, поэтому сейчас я понимаю специфику работы и в регионах, и в столице.

Самое интересное началось, когда я из повара вырос в су-шефа. Я понимал, что для профессионального развития и опыта мне необходимо куда-то выезжать, изучать новые локации, кухню, культуру. Тогда-то я и начал активно принимать участие в кулинарных соревнованиях.

Андрей Колодяжный 
Шеф-повар московского ресторана Л.Е.С.


Стажировался в ресторанах Noma (2* Michelin, шеф-повар Рене Редзепи) и Geranium (3* Michelin, шеф-повар Расмус Кофоед).
Много лет работал на юге России, в Москве возглавял ресторан Modus, был шеф-поваром гастробара Blush. 
С 2007 года – член Северокавказской ассоциации кулинаров;
С 2009 – член Федерации профессиональных поваров и кондитеров России;
2009 - бронзовый призер Международного кулинарного кубка Кремля;
2010 - Лучший повар Ставропольского края по версии краевого конкурса «Торговля, общественное питание и бытовые услуги нового тысячелетия» а также бронзовый призер Чемпионата России по кулинарии и сервису;
2013 - победитель Международного кулинарного чемпионата Южной Европы.

В самом начале своего пути я пробовал свои силы в отечественных кулинарных турнирах. Участвовал в евразийском чемпионате кулинарного искусства в Екатеринбурге, кулинарном чемпионате стран СНГ, который проходил в Казани. Неоднократно приезжал в Москву, чтобы побороться за Международный кремлевский кулинарный кубок, соревновался на чемпионате в рамках фестиваля индустрии гостеприимства PIR. Также выезжал на кулинарные конкурсы в Ростов, Ставрополь и другие города необъятной России.

Набравшись опыта, почувствовав себя более уверенно, я начал участвовать в кулинарных соревнованиях международного формата. В последний раз, как участник, выходил на сцену в 2013 году. Это был Международный кулинарный чемпионат Южной Европы, на котором я завоевал золотую медаль.

Сегодня, оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что конкурсные истории важны для начинающих поваров, молодых шефов, которые находятся в поиске своей кулинарной индивидуальности и которым важен профессиональный рост. Более того, это отличная возможность для столичных и региональных шефов продемонстрировать свое мастерство, поделиться своими умениями и знаниями. Я очень рад, что сегодня у начинающих шефов есть олимпиада «Легенда», за что низкий поклон ее основателю – уважаемому Виктору Борисовичу Беляеву. И признательность Максиму Беляеву за продолжение дела своего отца ради тех, кто трудится на кухне. Это действительно великий неоценимый вклад в развитие отечественной кулинарной культуры и сферы еды в целом.

Участвовать интересно, а судить приятно

– Вы – судья Всемирной ассоциации кулинаров. Как получилось, что Вы перебрались по другую сторону баррикад?

– Так как за плечами был большой опыт участия в соревнованиях, опыт насмотренности, Виктор Борисович Беляев, которому я несказанно благодарен по жизни, предложил мне отучиться на судью. В WACS (World Association of Chefs’ Societies) – Всемирной Ассоциации Сообществ шеф-поваров – после обучения я получил категорию В. Свою судейскую деятельность я начал с отборочного тура на Международный конкурс шеф-поваров Bocuse d’Or.

– Вам больше нравится быть участником соревнований или все же оценивать работы коллег? Что на Ваш взгляд интереснее, а что сложнее?

– Честно признаюсь, что интереснее всегда участвовать. Это незабываемое ощущение, когда адреналин повышается, а эмоции зашкаливают! Перед соревнованиями ты не спишь ночами, готовишься, придумываешь блюда, экспериментируешь с новыми вкусами, придумываешь подачу, продумываешь тарелку. То, как будет выглядеть тарелка, я всегда сначала рисую на обычном листе бумаги. И, когда воплощаю это в жизнь, честно, это непередаваемо! Мне кажется, что подобное состояние испытывают спортсмены перед олимпийскими играми. Это держит тебя в тонусе и заставляет чувствовать. Наверно, в такие моменты мы можем в полной мере ощущать остроту жизни и другие ее вкусы.

В рецепты можно включать практически все – от вершков до корешков. Ничего  лишнего в природе не бывает. Сейчас даже модно использовать  всевозможные очистки в приготовлении блюд и подавать их как  направление Zero waste.

Но судить соревнования тоже приятно, потому что все волнения участника, все переживания позади. К оценке работ я всегда стараюсь подходить грамотно, чтобы быть объективным и справедливым, никого не обидеть и, в то же время, говорить правду, ведь все ошибки и достоинства складываются в профессиональный опыт участников. Все знают, что я – судья неподкупный, абсолютно честный, всегда откровенно говорю, что нравится, а над чем нужно еще поработать, где есть потенциал.

Конечно, находясь в судейской коллегии, мы всегда спорим, потому что вкусы и виденья у всех разные. Но это всегда происходит на дружеской волне, поэтому в итоге приходим к единому мнению и вместе выводим общий балл. Хочется отметить, что на кулинарных чемпионатах всегда царит дружеская приятная атмосфера, которая в какой-то степени помогает участникам максимально раскрыться. Приятно видеть, что твои ребята, которые когда-то были в твоей команде поваров, уже шефы.

Кулинарные соревнования раскрывают потенциал и открывают возможности

– Андрей, Вы – золотой медалист Международного кулинарного чемпионата Южной Европы – 2013, призер Кубка Мира по кулинарии, участник многочисленных кулинарных соревнований регионального и международного уровней. Что дает шефу участие в кулинарных соревнованиях: больше профессионального опыта или возможности заявить о себе?

– Это дает и то, и другое. На соревнованиях получаешь опыт, развиваешься творчески, открываешь внутренний потенциал. Когда готовишь перед публикой, то голова начинает работать по-другому. Эмоции открывают в тебе новые энергии, которые передаются блюду. Поэтому благодаря соревнованиям, многие нарабатывают свой стиль, у многих появляется свой кулинарный почерк, индивидуальность подачи. Например, я на соревнованиях понял, что мне нравится работать в стиле Nordic. Соревнования – это выход в другой мир, на другой уровень. Разумеется, можно готовить просто в удовольствие. И я знаю многих именитых шефов, которые никогда не участвовали в соревнованиях. Но все же это полезная история, и прежде всего для развития профессионализма. Когда ты выходишь на арену, выносишь тарелку с блюдом, которое анализируют, судят, то испытываешь уникальные чувства и эмоции, которые можешь потом вложить в творчество. Даже сейчас, когда я провожу дегустации для инвесторов, я испытываю подобные ощущения, будто заново проживаю соревнования. И это здорово и ни с чем несравнимо.

Люди. Еда. Счастье. – ресторан Л.Е.С. на Тверском бульваре
Ресторан Л.Е.С. принимает гостей с 30 июля 2021 года. Это проект, транслирующий философию экологичности и сближения с природой. Л.Е.С. – это гастроботаника от Андрея Колодяжного, нестандартная винная карта и тематический интерьер. 
Л.Е.С. – первый флагманский проект ресторатора Руслана Стекольщикова, созданный в тандеме с шефом-гастроботаником.  
Осенью 2021 года ресторан Л.Е.С. получил рекомендацию MICHELIN’22, войдя в первый московский гид.
Концепция ресторана отражена в его интерьере: природную атмосферу создают натуральные материалы и декорации из живых растений, естественного света и звуков леса. 
Особое внимание авторы концепции уделили экологичности и минимизации отходов, что совпадает с общей идеей осознанного потребления. Не меньшее значение команда Л.Е.С.а придает и переработке отходов. Впоследствии Л.Е.С. планирует запуск собственной линейки «природного» мерча и продажу наборов для создания домашней гастрономической «оранжереи». Ресторан также придерживается концепции dog-friendly. 

Так началась история гастроботаники

– Гастроботаника, дикоросы – весьма необычное и даже новое, авторское направление в кулинарии. Откуда такое увлечение и как оно выросло профессиональную историю?

– Опять же, на выбор направления, в котором я работаю сейчас, повлияло мое участие в кулинарном чемпионате в 2003 году. А еще моя бабушка всю жизнь была травницей, и меня в детстве приобщала к этому делу. Вырос я на Кавказе, где всевозможных растений и трав было много. Поэтому мы часто вместе с ней собирали полезные растения, делали чай, лекарственные сборы и т. д. Так вот, до того самого чемпионата у меня уже был опыт участия в соревнованиях. В основном, я на них готовил блюда из овощей, рыбы, делал вегетарианские блюда. Но в тот раз решил приготовить нечто необычное, неожиданное, а именно равиоли из алое, вкус которых вызвал у жюри полный восторг! Они даже в начале не поняли, что это был за продукт. Тогда я специально попросил бабушку вырастить определенный сорт алое к соревнованиям, который не горчит, потом я его вымочил в березовом соке. Результат был интересным. Когда я увидел изумленные глаза жюри, эмоции были непередаваемыми. Жаль, что тогда занял второе место, немного не проработал момент с сервировкой. Да-да, на соревнованиях судейское жюри оценивает все до мелочей.

Андрей Колодяжный —  известный гастроботаник, который создает кухню цветов и трав, экспериментирует с новыми вкусовыми оттенками, делая основной
упор на необычное сочетание овощей, трав и цветов с мясными и рыбными деликатесами.
В начале карьеры его идейным вдохновителем стал испанский шеф Родриго де ла Калье – основатель направления гастроботаники, ресторан которого дважды был отмечен в Красном Гиде Michelin. 
В 2017 году Андрей принял участие в московском фестивале Taste of Moscow, на котором показал кулинарное шоу и раскрыл секреты философии «кухни цветов и трав». В 2019 году организовывал ужин в 6 рук вместе с шефами-близнецами Пурсель, завоевавшими 3 звезды Michelin для своего ресторана.
 

Мне понравилось приятно удивлять людей, давать им что-то новое. И с тех пор я потихоньку начал осваивать гастроботанику, экспериментировать с травами, растениями, грибами, в которых опирался на свои вкусовые воспоминания из детства. Очень удачным блюдом было мороженное из сена с ярко выраженным природным ароматом. Его я представил на чемпионате в 2007 году. Чуть позднее получилось еще одна интересная кулинарная композиция, которую я разработал, опираясь на детские ассоциации. Мусс из малины с эспумой из чабреца. В его основе лежал comfort food – чай с чабрецом и малиной. В 2000‑х все сложные текстуры делали сами вручную. Это сейчас есть всевозможный инвентарь, ингредиенты. А тогда даже лецитин покупали в аптеке.

Дойдя до определенного уровня, начал развивать ботаническую историю и экспериментировать в ресторане, изучать более углубленно земную флору, искать новые вкусы. Для развития профессиональных навыков и нового опыта стажировался в европейских мишленовских ресторанах, таких как Geraniun и Noma в Копенгагене.

О гастроботанике
Гастроботаника –  это объединение гастрономии и ботаники, которая развивает возможности применения грибов, овощей, цветов, трав, культурных и дикорастущих растений, неизвестных или необычных для гастрономии. Этой теории придерживался испанский шеф-повар Родриго де Ла Калье.  Формально гастроботанику придумал именно де Ла Калье. Он взял забытые сорта овощей и начал их возрождать, возвращать на ресторанные кухни. 
Андрей Колодяжный сочетает растения, грибы, овощи и даже водоросли с классическими ингредиентами: мясом, птицей, рыбой, морепродуктами, соблюдая гармонию и баланс вкуса, создавая необычные и оригинальные рецептуры.

Из ростков опыта и профессионализма вырос целый Л. Е.С

– Андрей, проект Л. Е.С. (Люди. Еда. Счастье) очень успешен. Ресторан упомянут в Красном гиде Michelin и получил Золотую Пальмовую ветвь ресторанного бизнеса в этом году. Расскажите, с чего началась его история?

– Мне всегда нравилось готовить, креативить на кухне, создавать новые вкусовые сочетания. Как раз это послужило причиной создания проекта. Его инвесторами стали гости ресторана, в котором я работал шеф-поваром. Им понравилось то, что я делаю. У моего делового партнера, а теперь уже друга, Руслана Стекольщикова в Москве уже был свой большой бизнес. Именно он в один прекрасный день предложил мне открыть ресторан. В данном проекте я не собирался быть просто шефом-творцом, так как это история приходящая-уходящая. Поэтому мы начали работать над проектом как партнеры. Идейным вдохновителем проекта был Руслан. К нам присоединился профессиональный специалист по маркетингу и пиару Дарья, собралась прекрасная команда поваров, барменов, официантов. Вместе мы сделали проект успешным.

– Андрей, какие блюда проекта считаете самыми хитовыми?

– Меню ресторана основано на принципах сезонности, поэтому 70% блюд мы меняем, а 30% остается и переходит из сезона в сезон. И это при том, что за год мы меняли меню не менее семи раз. Есть несколько блюд, которые присутствую в нем с самого открытия ресторана и, несмотря ни на что, остаются в топе. К ним могу отнести наш «Глазированный сырок» с красивой подачей. Эту историю мы разрабатывали с шеф-кондитером ресторана. Сначала мы провели маркетинговое исследование: в ритейле купили 10 видов разных глазированных сырков для того, чтобы понять, что едят люди. Сама идея сырка была навеяна вкусами детства, приятными воспоминаниями утра, когда на завтрак смешиваешь творог с изюмом и сметаной. После всех экспериментов мы решили сделать несладкую историю, добавить к нему ягодный соус и придумали оригинальную подачу. Десерт очень популярен. Как раз 30 июля мы отмечали День рождения проекта Л. Е.С., и по отчетам увидели, что продали уже около 3000 сырков.

Вторая хитовая позиция – «Садовый салат с соусом Грибиш». Эту овощную грядку я придумал случайно. Ингредиенты в салате меняю по сезону. А соус Грибиш – соус французских домохозяек – я немного изменил, добавив вместо каперсов маринованные одуванчики. Согласно отчету, мы продали его более 2000 порций. Еще очень популярны «Медальоны из говядины с табуле из ядер конопли и русским фуа-гра».

Помимо знаменитого глазированного сырка есть десерт, который стал хитом через три месяца после дебюта. Шеф-кондитер Дмитрий Ветлин сделал гриб – съедобный мухомор, очень реалистичный визуально, который сочетает в себе настоящую палитру лесных фруктов и ягод, а также дает отсылку ко мхам и яркому разнообразию таежных красок. Разработки и иновационный подход поддерживают концепцию ресторана.

Люди. События. Факты

– Андрей, можете вспомнить самые яркие моменты из практики, людей, события, которые положительно повлияли на вашу жизнь, изменили мировоззрение?

– Конечно же, это встреча с Виктором Борисовичем Беляевым. Я познакомился с ним на чемпионате России в Гостином дворе. Та встреча стала для меня знаковой и навсегда изменила ход жизни. Мне всегда было интересно его слушать, вникать в то, что он говорит. Он был и остается лучшим в профессии. Он всегда говорил спокойно, как наставник, но при этом, когда надо, мог слегка и поругать. Он делился опытом, поддерживал, направлял, много рассказывал интересных случаев из своей жизни. На самом деле был для нас как отец родной.

Тепло вспоминаю знакомство с шефом Сергеем Ерошенко, которого, к сожалению, уже с нами нет. Историю, которая тогда произошла, я запомнил на всю жизнь. Это был чемпионат России в рамках фестиваля PIR в октябре 2007 года. Как участник, я делал блюдо из дикой птицы с гарниром из спаржи. В процессе приготовления я срезал кусочек растения, а нижнюю часть выбросил в мусор. Сергей как раз был членом жюри и снял с меня 10 баллов за нерациональное использование продукта. Тогда я по неопытности даже обиделся. Но потом мы вместе вспоминали эту историю с юмором. Этот случай научил меня использовать в работе все – от вершков до корешков. Ничего лишнего в природе не бывает. Сейчас даже модно использовать всевозможные очистки в приготовлении блюд и подавать их как направление Zero waste.

После соревнований в Дании, мы стажировались в местных мишленовских ресторанах. На поварском кителе у нас были нашивки – медали за призовые места. Я считал, что это очень круто, что это придает шефу статусность. Оказывается, в европейских ресторанах появляться среди гостей в таком виде неприлично. В ресторане Geraniun ко мне подошел су-шеф и сделал мне замечание, объяснив, что не может меня поставить на сервис в открытой кухне потому что я весь расписной – весь в нашивка, а это по правилам ресторана недопустимо. С тех пор на поварском кителе пишу только название ресторана и свое имя.

С улыбкой вспоминаю еще один интересный случай. Это сейчас в свободном доступе можно найти любой инвентарь, любой ингредиент. А в 2000‑х на соревнования все приходилось возить с собой, даже тарелки для подачи. И вот однажды в Московском метрополитене у меня просто открылся чемодан и рассыпался весь инвентарь. Можно ли это было расценивать как добрый знак, но кухонный инвентарь пришлось долго собирать по всей станции.

Региональные истории нуждаются в популяризации

– Андрей, если говорить об отечественной культуре еды, на что бы вы обратили внимание в первую очередь?

– Каждый регион России славится своим оригинальным продуктом. К сожалению, сейчас некоторые из них уходят в небытие. Например, чилим, растение чуфа, клубни которой используют в кулинарии и многое другое. Чтобы работать с подобными продуктами, нужно еще умудриться их найти. В магазинах проще купить тунца или батат. Или взять, к примеру, такие продукты как пастернак, топинамбур, березовый сок. В ресторанах эти сезонные продукты активно используют всего лет пять.

Когда переехал в Москву, то начал активно общаться с ботаниками и биологами, расширять свой гастроботанический кругозор. Благодаря этим ребятам я понимаю, что съедобно, а что нет. Например, если узнаю о каком-то новом продукте, который есть только на Алтае, звоню туда знакомым, спрашиваю, есть ли он у местных бабушек, прошу передать мне попробовать. Вот так приходится работать с менее популярными региональными продуктами. Поэтому мы еще много чего не знаем, много чего не пробовали. Старое поколение ушло, не успев передать свои знания и опыт новому поколению. И сейчас нам остается только догадываться, экспериментировать и возрождать эти традиции и истории, пополнять культуру.

Кстати, в июне был на гастроужине на Камчатке, увидел у местных рыбную муку, из которой делают кошачий корм. Рыбная мука по факту – это переработанные кости и хрящи. Я взял два килограмма, поэкспериментировал, сделал замечательные рыбные чипсы. Это было для меня новое открытие, а вроде бы все элементарно.

Чем удивить жюри, чтобы стать легендой
Считаю, что в основе конкурсных блюд на таких соревнованиях как Всероссийская Олимпиада по Кулинарии и Сервису «ЛЕГЕНДА», должны быть сезонные русские продукты. Ведь шедевр можно создать из 3‑х основных ингредиентов, где будет гармоничное сочетание вкусов и текстур. К примеру, эффект хруста, муссовая история и вкус основного продукта в единой композиции – это уже 50% успеха, уже интересно. Еще важно не забить вкус продукта соусами, нельзя также делать пять разных соусов на одно блюдо, иначе его вкус будет непонятным. В общем, хочется увидеть блюда, концепции которых связаны с природой и тем, что дает нам Земля-матушка. Ведь все, что есть в природе – сбалансировано, придумано кем-то до нас. И цветовая палитра, и вкусовая гамма, там, где есть сладость, присутствует и кислинка. И наша задача – это увидеть, принять с благодарность, внедрить, популяризовать. Вот, например, элементарная история. В сезон арбузов мы берем самый сладкий плод, сочетаем его с соленой брынзой и получаем гармоничную историю. Добавляем к нему красный базилик и получаем настоящий взрыв мозга. Еще арбуз можно ферментировать по методу высокой кухни, потом немного подсушить его, нарезать при определенном температурном режиме и получить в результате визуальную текстуру тунца. И это будет очень эффектно и свежо, а главное – вкусно.

Работа с региональным продуктом освобождает от импортозависимости

– Сегодня, наряду с развитием регионального направления, все говорят об импортозамещении. Это модное слово каким-то образом коснулось Вашего направления?

– Если все пойдет по правильному руслу, то мы обретем независимость. Отсутствие импортных продуктов уже не будет вызывать панику.

Когда в 2014 году был очередной кризис, я работал в сочинском ресторане. Даже тогда я не знал, что такое импортозамещение, потому что всю сознательную кулинарную жизнь я работал на местных продуктах. Я не заказывал дорогущего тунца, потому что он приходил в непотребном виде, у меня не было на кухне новозеландской баранины. Я просто шел на рынок, покупал у проверенных продавцов дагестанскую вкуснейшую баранину, местную рыбу и другие продукты. Паниковать никогда не нужно, поскольку все проблемы только в голове.

Беседовала Лилиана Бергер

Другие статьи
Смотреть все

«Мастера гостеприимства» – конкурс президентской платформы «Россия – страна возможносте...

Без преувеличения, GASTREET Interernational Restaurant Show — культовое мероприятие для российского ресторанног...

Существует стереотипное мнение, что ресторан при отеле это прежде всего головная боль для отельера. Мол, нужен он тол...

Вверх