Top.Mail.Ru

Тест-драйв ресторана, или «Контролируемая запара»

22 Февраля 2019

Как подготовить проект к открытию правильно

Тест-драйв ресторана, или «Контролируемая запара»
Алёна Круппа-Анненкова, директор по маркетингу паназиатского ресторана Zuma, директор по маркетингу в команде открытия грузинского ресторана «Супра», кофейни «Мидия» (Владивосток) в 2016–2018 годах

Тест-драйвы бывают не только у автомобилей, но и у ресторанов. Что это такое и зачем это нужно новому проекту, мы изучили на собственном опыте, открывая во Владивостоке первый грузинский ресторан с говорящим названием «Супра» (в голове у местных жителей сразу всплывает прямая ассоциация с легендарным автомобилем Toyota Supra, так что тест-драйв был более чем уместен).

Что такое тест-драйв 

Открытие ресторана было запланировано на 5 января 2017 года, и накануне Нового года мы своими руками решили создать «контролируемую запару» и в зале, и на кухне. Изначально мы планировали провести три тест-драйва, когда в первый день можно заказывать блюда из 40 % блюд всего меню, во второй — из 60 %, а в третий — из 100 %. Но после двух тест-драйвов всё и так стало понятно, и последний мы отменили.

Тест-драйв — это проверка наполняемости среднего чека и отработка внутренних процессов при полной посадке. Вы можете сколь угодно долго учить с официантами меню, стандарты и правила сервиса, но когда напротив них в зале оказываются не менеджеры-экзаменаторы, а живые гости, вся эта стройная схема может рухнуть в один момент. То же самое может произойти и с кухней: в самый неожиданный момент вырубится электричество, закончатся заготовки или встанут все процессы разом. Определить эти «узкие места» и должен тест-драйв. Потому что после открытия отрабатывать их на первых гостях себе дороже.

Про открытие ресторана в «тестовом режиме» давайте скажем честно: это обман гостей. Если вы хотите отрабатывать свои процессы на реальных людях, то либо делайте 50 %-ную скидку, либо проводите заранее тест-драйвы. В противном случае работайте в полную мощность с первого дня, не ищите себе оправдания за недочёты и компенсируйте гостям свои ошибки деньгами.

Инструмент, который позволяет избежать проблем в будущем 

Как обычно открывают ресторан в России: назначают дату, печатают приглашения, созывают местных знаменитостей и просто друзей, делают красивый фуршет под живую музыку и расходятся дико довольными собой. А на следующий день приходят настоящие гости и оказывается, что официанты не говорят по-русски, в зале некомфортно находиться, а половину блюд невозможно есть.

Всех этих моментов можно было бы избежать при равноценных затратах. Потому что и на презентацию, и на тест-драйв тратятся приблизительно одинаковые деньги. Но в первом случае вы получаете только фото для хроники и дружеские комплименты от людей, которые вряд ли к вам будут затем ходить, а во втором — реальные инструменты для доработки всех жизненно важных процессов в ресторане.

Другая мода последнего времени — открытие в «тестовом режиме». Приходишь в ресторан через месяц: банковский терминал не работает, барной карты нет, полменю в стопе, блюда не соответствуют описанию, сервис кошмарный, а на все справедливые вопросы «Почему так?» официанты хором отвечают: «А чего вы хотите, мы работаем в тестовом режиме» — и приносят чек безо всяких скидок.

Давайте скажем честно: это обман гостей. Если вы хотите отрабатывать свои процессы на реальных людях, то либо делайте 50 %-ную скидку, либо проводите заранее тест-драйвы. В противном случае работайте в полную мощность с первого дня, не ищите себе оправдания за недочёты и компенсируйте гостям свои ошибки деньгами.

Поэтому я считаю, что тест-драйвы до открытия — это именно тот инструмент, который позволяет избежать проблем в будущем.

Технология проведения тест-драйва 

Исходные условия нашего тест-драйва в «Супре», Владивосток:

— ресторан на 70 посадочных мест;

— специально напечатанное меню (для первого дня только 40 % всех блюд, но из каждой категории меню);

— анкеты для гостей (разрабатывали долго и пытались учесть все интересующие нас вопросы);

— валюта вечера (мы просто купили пачку денег в магазине подарков);

— гости (в первую очередь, конечно, наши друзья и партнеры).

Очень важдый момент: участие в тест-драйве было для гостей бесплатным. Расходы на проведение эксперимента были заложены в стартовые инвестиции и оказались сопоставимы с расходами на проведение презентации.

Так как мы моделировали реальную наполняемость зала, то гости были распределены по времени и приходили частями. Через час весь зал был полон, все заказы приняты. Менеджеры зала следили за работой официантов, барменов и хостес, параллельно фиксируя все моменты на доработку. На кухне этим же процессом руководил шеф-повар.

При входе в ресторан гости получали анкету, которую надо было заполнить в конце вечера; меню, в котором можно было оставлять комментарии напротив заказанных блюд; и фиксированную сумму на ужин. Ттак как мы планировали средний чек в ресторане 700 рублей, то гости получали от 700 до 1500 рублей на человека.

Помимо блюд из меню, гости могли заказывать напитки из ограниченной карты бара: в первый день — чай, кофе, домашние лимонады, а во второй ещё и алкогольные коктейли. Таким образом мы фиксировали скорость отдачи довольно долгих в приготовлении напитков. Другие напитки или блюда, кроме тех, что указаны в меню тест-драйва, заказать было нельзя. Заполнение анкеты и комментариев к меню было обязательным условием участия гостей в тест-драйве.

Тест-драйвы были проведены с разницей в два дня, чтобы у всех служб ресторана было время исправить все выявленные недочёты. За время эксперимента в ресторане побывало порядка 180 гостей, которые начали рассказывать своим знакомым о нашем ресторане ещё до его открытия.

Очень важдый момент: участие в тест-драйве было для гостей бесплатным. Расходы на проведение эксперимента были заложены в стартовые инвестиции и оказались сопоставимы с расходами на проведение презентации.

Анализ анкет гостей — интересное и очень познавательное занятие, но не стоит его надолго растягиват. У нас все анкеты обрабатывались по горячим следам на следующий день, и информация передавалась ключевым сотрудникам со списком задач на отработку.

Аналитика и работа над ошибками 

После окончания тест-драйва начинается время аналитики и работы над ошибками. Анализ анкет гостей — интересное и очень познавательное занятие, главное в котором — не растягивать надолго. У нас все анкеты обрабатывались по горячим следам на следующий день, и информация передавалась ключевым сотрудникам со списком задач на отработку. Все вопросы в анкетах были разделены на несколько блоков:

1. Общее впечатление о ресторане, комфорт, атмосфера.

2. Сервис.

3. Скорость обслуживания.

4. Вкус и подача блюд.

5. Вкус и подача напитков.

6. Чувствительность к ценам (дёшево, дорого, в самый раз).

7. Общая оценка NPS.

Тест-драйв на открытии ресторана дал нам столько полезной информации, что мы провели его ещё раз уже в работающем заведении — когда открывали летнюю веранду в «Супре». И это оказался очень полезный опыт.

Во‑первых, на веранде мы построили отдельную кухню и хотели сразу понять, справится ли она с потоком. Во‑вторых, к этому моменту у нас появилось множество постоянных гостей, и мы хотели дать им шанс побывать на веранде первыми (рекламу никто не отменял). А в‑третьих, во время тест-драйва нас чуть не залило, мы еле справились с конструкцией раздвижной крыши и поняли, что до официального открытия нужно доработать ещё несколько технических моментов.

Когда через год мы открывали кофейню «Мидия», у нас больше не было вопросов, как проводить тест-драйвы: нужно было просто выработать наиболее подходящую для нас схему и получить наибольший рекламный охват. В этот раз приглашения на тест мы разыгрывали через… инстаграм. Кофейня создавалась для молодой и активной аудитории, и у нас уже было несколько тысяч подписчиков в инстаграме, которые с нетерпением ждали открытия. Возможность попасть в кофейню первыми стала для них действительно большой ценностью! Задачи тест-драйва были стандартными: посмотреть на рабочие процессы при полной посадке, понять, как можно ускорить приготовление кофе в потоке. Все эти цели были достигнуты.

Открывайте классные рестораны и используйте тест-драйвы для улучшения всех бизнес-процессов ещё до открытия. Успехов!

Что нужно учитывать при проведении тест-драйва ресторана

Так как тест-драйв мы проводили впервые, сразу возникло несколько непредвиденных моментов, о которых следовало бы подумать заранее.
1. Когда гости заходят в ресторан, очень трудно быстро и внятно объяснить им, что именно от них требуется в конце вечера (заполнить анкеты, рассчитаться выданными деньгами). Лучше описать правила тест-драйва отдельно, крупно и чётко, и выдать их вместе со всей документацией при посадке за стол.
2. Гости рассчитываются «ненастоящими» деньгами, а когда ни за что не платишь из своего кармана, то и не контролируешь свои траты. Некоторые гости заказывали на большие суммы, чем те, что мы выдавали для расчёта. Мы были не готовы к такому повороту событий и просто приняли это как факт, но советуем в этом случае брать доплату за разницу в счёте реальными деньгами — иначе эксперимент теряет свой смысл.
3. Конечно, на тест-драйве гости относятся к «косякам» персонала гораздо лояльнее, чем в обычной жизни, согласны подождать дольше положенного времени, прощают недоработки, но всё же тест-драйв сродни презентации, и заведение действительно должно быть готово к открытию: гости фотографируют, пишут посты в соцсетях, и ресторан должен выглядеть соответствующе. Проводить тест-драйв на стройке не нужно.
4. Не все гости заполняли анкеты и оставляли комментарии к меню. За этим обязательно должны следить официанты либо менеджеры на выходе из ресторана.

Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх