Top.Mail.Ru

Меню: главное — оперативная связь с поставщиками

29 Июля 2013
Меню: главное — оперативная связь с поставщиками

Проходимость в заведениях концепта free flow большая, и дорогих позиций в меню фактически никогда не бывает: продается качественная, но простая еда — запеканки, котлеты, пельмени, простые привычные салаты, супы, выпечка. Кухня таких заведений при этом работает «с колес»: склада у них фактически нет.

Так как точное количество блюд, необходимых для приготовления, рассчитать сразу же при открытии заведения сложно, его руководителю и шеф-повару нужно изначально предусмотреть списания блюд. На первом этапе работы списания обычно выше. Потом они минимизируются и приходят в норму.

— Так как конкуренция на рынке быстрого питания большая, необходимо выдерживать высокие стандарты меню и обслуживания, — подтверждает Андрей Стрижак, управляющий рестораном «Щелкунчик». — И как раз у нас в этом отношении особых конкурентов нет: все наши гости знают, что «Щелкунчик» — это не только приятная атмосфера и своя пивоварня с живым пивом по демократичным ценам, но еще и широкий ассортимент вкусных и, опять-таки, недорогих блюд.

Кроме того, важно предусмотреть широкое разнообразие предлагаемых блюд. В меню данного заведения 250–300 наименований, и оно постоянно обновляется: ежедневно происходит замена порядка 4–5 блюд. Для этого, как рассказывает Андрей, важно всегда быть на связи с поставщиками, а значит — нужно предусмотреть должность закупщика: шеф-повару при такой нагрузке физически не успеть еще и отслеживать появление на рынке новых продуктов и изменение ассортимента поставщиков. В «Щелкунчике» работает своя служба закупки — сформирован целый закупочный отдел из трех человек, которые заключают договора, чутко реагируя на предложения, появляющиеся на рынке.

— Если на рынке появляется хорошая недорогая говядина, то в меню у нас увеличивается количество блюд из говядины, — объясняет управляющий. — Когда начинается сезон клубники или любых других фруктов, мы быстро вводим в меню новые предложения по салатам с ними, десертам и муссам. Появились на рынке недорогие огурцы или другие овощи — и мы делаем сезонные предложения: летом у нас ежедневно три летних супа на выбор — это очень нравится людям в жаркий период года.

Для этого шеф-повару нужно очень быстро проработать новое блюдо, протестировать его и написать калькуляционную карту: на все это требуется не более двух дней.

— Зато если в обычном ресторане все новые предложения нужно проработать, сфотографировать каждое блюдо, напечатать новое меню, то мы об этом можем вообще не беспокоиться: разработанное блюдо сразу идет в зал — это особенность именно данного формата, — отмечает Андрей Стрижак.

— В наших ресторанах около 1500 блюд, — поддерживает своего коллегу Игорь Борисычев (сеть «Едок», Нижний Новгород). — Они выложены перед гостями, идет постоянное обновление. Ежемесячно меню обновляется на 20–30%.
Ежедневный ассортимент состоит где-то из 3–4 первых, 10–12 блюд для завтраков, 3–4 горячих блюда из рыбы, такое же количество из птицы, 10–12 блюд из мяса, столько же овощных и гарниров, помимо этого — горячие закуски, салат-бар — около 15 салатов, свежие овощи и фрукты. Выпечка — около 40 позиций, мороженое, горячие, холодные напитки. Основным этапом планирования является составление сетевого меню на месяц — это делает директор по производству.

Определяются ингредиенты, планируемый объем продуктов. На основании этого сетевого меню директор ресторана составляет план меню с учетом своей розничной точки. Каждая розничная точка, несмотря на единый формат, все же чем-то отличается — прежде всего категорией потребителя. Поэтому отличаются и проходимость, и средний чек, и соответственно этому мы корректируем меню.
План меню директор составляет на неделю вперед, на этом основании формируются требования к кладовой. Информация поступает в сетевой отдел снабжения и логистики, который, с учетом остатков на складах, отправляет заказ поставщикам. Таким образом мы можем еженедельно информировать поставщиков, какие общие объемы сырья нам требуются по точкам. И поставщики в большинстве своем сами развозят продукты по местам.

В сети «Кантина-Сити» организация меню несколько иная. Поскольку это столовые free flow для корпоративных клиентов, в них ежедневно питаются одни и те же люди.

— Мы используем так называемый четырехнедельный цикл меню, в котором блюда не повторяются, — объясняет Юрий Смирнов. — Это делается для преодоления эффекта монотонности. В нашем меню представлено 5–7 закусок и салатов, 3 супа, 5–7 горячих, 5 гарниров и овощных блюд, а также множество напитков, десертов, молочной продукции, выпечки, фруктов, сладостей. Так как подавляющее число наших посетителей — это люди, пользующиеся нашими услугами на ежедневной основе, количество блюд рассчитывается, исходя из прогноза посещаемости и часов работы каждого конкретного подразделения. В любом случае через короткий промежуток с начала работы появляется статистика посещаемости: на ее основе и регулируется количество блюд, которое необходимо приготовить. На первом этапе списания обычно выше, потом они резко минимизируются и приходят в норму. В некоторых местах наши прогнозы оказываются точны, и списания стремятся к нулю. Где-то они выше, безусловно. Но это неотъемлемая часть работы и операционной модели. В целом, все в рамках нормы.

Для оформления меню и обозначения блюд в «Кантина-Сити» используется система современной индикации, расположенная над раздаточной линией, а над каждой группой блюд устанавливается табличка с его наименованием, выходом готовой порции в граммах и ценой.

Кроме того, меню может быть размещено на специальной стойке у входа, чтобы посетители уже заранее могли бы ознакомиться с ассортиментом блюд по меню и сориентироваться по ценам.

Наиболее популярные блюда в заведении концепта free flow
(в порядке убывания, по данным «Кантина-Сити»)
▶ гарниры;
▶ холодные закуски и салаты;
▶ супы, целые порции;
▶ горячее (основное блюдо);
▶ завтраки;
▶ карвинг, паста, вок;
▶ выпечка;
▶ шоколад;
▶ соусы;
▶ десерты;
▶ свежевыжатые соки;
▶ молочные продукты;
▶ кофе;
▶ чай;
▶ фрукты;
▶ cуши, роллы;
▶ минеральные воды и лимонады;
▶ сэндвичи, бутерброды.
Тема июльского номера журнала \"РесторановедЪ\" - рестораны концепции Free flow
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх