Top.Mail.Ru

«Сила блюда — в его простоте»

03 Июня 2013
«Сила блюда — в его простоте»

Дмитрий Решетников, бренд-шеф бара-ресторана «Счастье» и сети одноименных кафе-кондитерских, сначала отвечал за все заведения группы Global Point Family, но однажды понял, что еще чуть-чуть — и начнет страдать качество: это не единая сеть, и стандарты в каждом ресторане разные. Но и сегодня сеть, за которую он отвечает, раскинулась уже в двух городах: два кафе-кондитерских и бар-ресторан в Петербурге и кафе-кондитерская в Москве. Одно из петербургских кафе открылось совсем недавно на Невском проспекте, и это уже 14-й ресторан, который Дмитрий открывает с нуля.

«Люди хотят простой еды, и в процессе приготовления блюд я стараюсь смешивать не более пяти продуктов — чаще всего 3-4: чем меньше вкусов, тем проще еда и тем лучше она воспринимается. Конечно, у меня есть соусы, где я использую и 10 продуктов, но таких, во-первых, немного, а во-вторых — их основу все равно составляют 3-4 продукта, остальные, скорее, специи и дополнения»

В одном блюде стараюсь не смешивать более 3-4 вкусов


— В нашей профессии тяжело выдумать что-то кардинально новое, — говорит он. — Меня вдохновляют путешествия: за последние годы был в Пекине, Нью-Йорке, Париже, Барбареско... Но для того, чтобы что-то для себя открыть, не обязательно ехать за три моря. Я езжу, например, в Ереван, и обязательно что-нибудь увижу интересное для своей работы. Ездил в марте в Лапландию — с оленем познакомился очень близко (смеется). Мы там были несколько дней, нас каждый день олениной кормили — колбаса, рагу, суп... Олень там главный!

— Местный продукт?

— Да, местный, локальный. Мы ездили на местный рынок. Сейчас использование демисезонных и местных продуктов — это целое направление в кулинарии, мировой тренд: local food. К нам бренд-шеф из Нью-Йорка приезжала, говорила мне: «Если я запущу у нас в ресторане, например, спаржу даже не то что не в сезон, а на 3-4 дня раньше этого сезона, гости меня не поймут! А у вас можно спаржу круглый год готовить».
Интервью с нью-йоркским бренд-шефом Дженной Кистнер читайте на стр. 66 этого номера.

— Там уровень гостей другой.

— Безусловно! Там люди понимают, что они едят. У нас тоже есть минимальный процент гостей, которые очень хорошо разбираются в еде, которые поездили по миру, посмотрели, попробовали и почувствовали разницу. Они думают о том, что они едят. Но очень многие приходят, бездумно «закидывают» в себя еду и уходят.

— У нас, наверное, гости не поймут шеф-повара, если какого-то блюда или продукта не будет в меню круглый год.

— Да. Нам тяжело в этом плане. Я стараюсь приучать своих гостей, думаю о них и, может быть, поэтому не боюсь экспериментировать. В мире, конечно, есть еще миллион продуктов, которые я не попробовал, и когда я до них добираюсь, это доставляет мне огромную радость! (улыбается) А когда находится какая-то загадка — попробовал блюдо и не понял, как оно приготовлено, — я спать не буду, но найду отгадку! Когда несколько лет назад Игорь Белявский (создатель и идейный вдохновитель бара-ресторана и сети кафе-кондитерских «Счастье» — ред.) привез мне из Франции макарони, я, помню, рылся в Интернете, читал рецепты этого печенья-пирожного, звонил другу шеф-повару в Израиль, он давал мне рецепты, еще где-то брал, а потом начал пробовать готовить. Около трех месяцев добивался того самого, нужного вкуса!

— Добились?

— А как же! И макарони стали у нас очень успешным десертом.
 

Поваров обязательно нужно воспитывать


— Дмитрий, что касается гостей — да, с ними шеф-повару действительно порой сложно работать, хотя видите: к интересным блюдам и наши гости начинают привыкать, ценить их. А повара — их можно отнести к разряду понимающих?
— На самом деле тоже далеко не всегда. Конечно, с ними все же проще — как бы там ни было, все они где-то учились, что-то читали, стараются узнать что-то новое. Если подумать, я за пять лет вырастил троих шеф-поваров, человек десять су-шефов... Это самое благодарное — понимать, что твои люди растут.

— Воспитываете их?

— Приходится! (смеется) Вплоть до того, что стучу их между лопаток: «Встань ровно!» А то, Вы знаете, они стоят у стойки как крючки, а потом после смены уходят — им не разогнуться. Но всегда видно, когда человек хочет работать: видно, старается он научиться чистить, к примеру, лук или рыбу быстро и качественно или нет, интересно ему это или не особенно. Ведь это как в любой профессии: нужно просто делать, делать, делать свою работу — и все. Если ты любишь ее, то все получится.

— Но ведь такому человеку, наверное, может в конце концов просто наскучить заниматься только чисткой, нарезкой и прочим — ему же однажды захочется и самому приготовить что-то...

— Конечно! И у меня любой повар может взять продукты, что-то приготовить и сказать мне: «Шеф, попробуй, я придумал блюдо!» Я его попробую, что-то посоветую, а может быть, и ничего не посоветую. У нас, например, было такое: человек приготовил два блюда, я попробовал, и мы их раз — и в меню!

— Прямо так, сразу?

— Фактически сразу. А Вы представьте, что это значит для повара! Он у меня летает по кухне!.. И когда это блюдо выходит, он его готовит так... И другие это видят, понимают, стараются. Я, когда мы готовимся к новому сезону, всегда им говорю: «Приготовьте по блюду!» Кто-то отвечает: «Ну вот, мы и так тут все время стоим, стараемся, когда нам чем-то еще заниматься...» А кто-то готовит несколько блюд!

— И постепенно количество переходит в качество...
 

С плохим настроением к еде подходить нельзя


— Но тут есть еще одна тонкость: не каждый хороший повар сможет стать шефом. Потому что любой шеф, безусловно, должен уметь вкусно готовить и быть творческим человеком. Но ему нужно в первую очередь быть хорошим организатором, управленцем: он должен поставить процесс. Думать о том, какая себестоимость, какие у тебя остатки, об инвентаризации, организовать каждому повару рабочее место, чтобы у него все было под рукой и он не делал лишних шагов. Ты ему должен объяснить полую схему работы: что он конкретно делает с момента прихода на работу и до конца рабочего дня.

— У Вас все это расписано?

— Конечно. Для каждого повара есть схема работы, от которой он не должен отклоняться. Это моя задача — дать им такую схему. Со временем они, конечно, приучаются все делать автоматически: зашел утром на кухню, открыл холодильник, посмотрел заготовки, чего не хватает в первую очередь, чего во вторую, начал делать и так далее. Я иногда сам первым прихожу на кухню и начинаю этим заниматься — они это видят. Это надо делать всегда, чтобы повара понимали, что шеф не почивает на лаврах, он такой же человек и такой же работник.

— То есть шеф-повар еще и воспитывать свой персонал должен?

— Конечно! Шеф — это еще и мама, папа, няня и все прочее (смеется). Он пришел, стоит грустный. Как можно в таком состоянии работать? С плохим настроением не то что к еде — ни к чему подходить нельзя! «Ну, что у тебя стряслось, рассказывай». Думаем, чем помочь, что посоветовать. Смотрю, повеселел — не все в жизни так пасмурно, за дело взялся. Хорошо! Можно и мне приниматься. Конечно, сейчас мне в этом отношении сложнее. Когда у нас было одно «Счастье» на Рубинштейна (первый бар-ресторан компании — ред.), я знал не то что каждого повара — знал их жен, родителей, братьев-сестер и что с ними в жизни происходит. И у меня там уже была так четко работа отлажена, что в пятницу вечером я мог пойти с любимой девушкой в кино, зная, что даже если сейчас придут одновременно сто человек гостей, все будет хорошо. Но до этого я, наверное, месяца два без выходных работал: шел процесс постановки кухни.

— Дима, сейчас у Вас четыре заведения, причем в двух городах. Уже, наверное, не до кино...

— Могу, могу пойти! (смеется) Нет, Вы знаете, все равно во вновь открывающемся заведении, конечно, тоже дневать и ночевать поначалу приходится, но потом работа налаживается и, как бы там ни было, уже не требует твоего ежеминутного присутствия. Тем более меню у нас хоть и различается, но все же не кардинально — за исключением, конечно, «Счастья» на Рубинштейна.

— Что касается меню, то оно у Вас достаточно компактное — не книжка на 50 листов...

— Я вижу, что сейчас, во втором десятилетии 21 века, мы приходим к тому же, что и во Франции, и вообще во всей Европе — к коротким меню.

— Мы к этому действительно постепенно идем.

— Да, но знаете, очень тяжело сломать стереотип, что в меню должно быть «все» и в нескольких видах. Я хочу этот стереотип преодолеть. Это, может быть, будет тяжело и сразу не получится, но потихонечку, думаю, мы дойдем до, предположим, 20 блюд, но каждое из них гость попробует и скажет: «Ах!»
Именно такие блюда Дмитрий начинает прорабатывать в своем весенне-летнем предложении в новом «Счастье» на Невском. И хотя пока по-прежнему у него в меню есть и «Цезарь», и «Карбонара», и прочие общеупотребительные блюда, но гости уже начинают оценивать его нововведения. Одно из них — Английский маффин с яйцом пашот, козьим сыром и шпинатом — мы представляем в рубрике «Мастер-класс».

«Арифметика меню очень простая: чем оно меньше, тем меньше заготовок, тем меньше морозится продуктов, тем больше проходимость каждого блюда и меньше списаний. Словом, экономическая составляющая небольшого меню для ресторана очень интересна».
Другие статьи
Смотреть все

В числе победителей — The Carlton (Moscow), Гранд-кафе «Dr. Живаго» и Мемориальная квартира А. С. П...

2-3 февраля 2026 года в Санкт-Петербурге в отеле «Cosmos Saint Petersburg Pribaltiyskaya Hotel» пройдёт ф...

Премия прошла при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Уже второй раз событие стало частью програ...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх