Тимур Ланский: «Боюсь того времени, которое наступит после эпидемии»

05 Мая 2020
Тимур Ланский: «Боюсь того времени, которое наступит после эпидемии»

Основатель сети ресторанов «Чайхона №1» Тимур Ланский в интервью Forbes рассказал про рискованную борьбу за собственный бизнес, декларацию о ненападении между рестораторами, «мародерские» условия агрегаторов онлайн-доставки и расцвет ночных клубов после карантина.

Как переживает кризис «Чайхона № 1»

Тимур Ланский рассказал, что максимальный запас прочности его компании рассчитан на 2-3 ближайших месяца. Притом что его рестораны в данный момент не платят за аренду – только коммунальные услуги. С учетом материальной помощи сотрудникам, на один ресторан приходится порядка 1,5-2 млн рублей в месяц. Он добавил, что из 27 предприятий закрыто уже 20. Из этого следует, что число общих затрат составляет около 30-40 млн рублей в месяц.

«Мы как доноры подпитываем компанию из своих средств, из средств наших партнеров в надежде на то, что это будет длиться 2-3 месяца, что мы сможем таким образом выжить», – говорит Тимур Ланский.

По словам ресторатора, если воплотится в жизнь самый оптимистичный прогноз, при котором предприятия откроются в июне, ресторанной группе «Чайхона № 1» удасться выйти из кризиса с малыми потерями. Однако же, он признается: «Если ничего не изменится в сложившийся ситуации, то, мы будем уже не рестораторами, а доставщиками еды».

Ланский также затронул сложную ситуацию с мигрантами, которые составляют значительную часть сотрудников «Чайхоны №1». Проблема состоит в том, что на них не распространяется большинство социальных льгот. В то же время родные страны их не принимают обратно, опасаясь возможного заражения. «Хорошо, что правительство разрешило хотя бы не выдворять этих граждан из страны, это дает нам возможность их поддерживать. Мы оплачиваем аренду квартир для наших сотрудников –  квартира снимается, в среднем, на 4-5 человек, это порядка 7000 рублей на человека в месяц, помогаем им материально – от 5000 до 10 000 рублей, питанием».

Не смотря на то, что его компания пока может поддерживать своих сотрудников, Тимур Ланский обеспокоен тем, что теперь остались без средств к существованию огромное количество мигрантов, которые работали на стройках, на рынках и т.д. «Я думаю, будет рост преступности, связанный с тем, что многие люди окажутся без денег, а мигранты, допустим, окажутся даже без жилья. Если не будут предприняты меры поддержки мигрантов, то ситуация будет напряженной».

Аренда

Напомним, что 13 апреля 2020 года была опубликована декларация рестораторов по вопросам аренды в период борьбы с пандемией и в восстановительный период. В числе прочего подписавшие эту декларацию рестораторы отказались платить арендную плату за помещения, в которых находятся их заведения. Тимур Ланский тоже к ней присоединился.

Отношения с арендодателями Тимур Ланский называет не иначе, как война. И, в данной ситуации, считает, что объединиться с конкурентами было самым правильным решением, чтобы «выступить единым фронтом». Он добавил: «Мы изложили общую позицию о том, что не будем платить. Декларацию подписали 95% крупных игроков рынка. Я считаю, это правильно».

Однако ресторатор не считает декларацию ресторатором выходом из сложившейся ситуации. По его мнению, нужно продолжать общаться и с арендодателями, и с властями по поводу изменений. «Вместо отсрочек по аренде и по налогам должны быть каникулы на весь период пандемии и, наверное, даже еще на полгода после. Я считаю, что платить вместо аренды не фиксированную сумму, а процент от выручки – это здравая позиция. И мировой опыт, по крайней мере, европейский, подтверждает это», – уточнил Тимур Ланский.

Доставка

«Чайхона №1» имеет собственный сервис доставки. Основатель сети признается, что это мощное подспорье и действительно помогает выживать. Однако тТимур Ланский не считает, что доставка – это решение проблемы. По его мнению, она лишь дает возможность предприятиям хоть как-то держаться на плаву. Ресторатор признается, что, на сегодняшний день, выручка от доставки в лучшем случае покрывает расходы на задействованный персонал и иногда ее хватает на оплату коммунальных платежей.

«Я не представляю, что было бы, если бы у нас не было своей доставки. Потому что агрегаторы доставки, такие как «Яндекс.Еда» и Delivery Club, предоставляют немного «мародерские» условия».

Он добавил, что работать с агрегаторами даже до эпидемии было невыгодно. Как известно, службы доставки взимают порядка 30-35% от стоимости заказа, тем самым, фактически, полностью «съедая» наценку и прибыль самого заведения. При этом, ранее рестораторы вынуждены были с ними работать, потому что, в противном случае, рисковали потерять часть рынка. Но сейчас ситуация изменилась, и единственным источников выручки ресторана является доставка. «Мы активно ведем с ними переговоры от имени Федерации Рестораторов и Отельеров по поводу снижения процента хотя бы на период эпидемии и восстановления отрасли», – говорит ресторатор.

Будущее отрасли

По мнению ресторатора, достаточно быстро возродится клубная индустрия после снятия карантина. Также, по мнению бизнесмена, бары и ночные клубы будут работать хорошо, так как им не нужно поддерживать сотрудников, в таком количестве выплачивать зарплаты, артисты тоже обычно не закреплены только за одним клубом – они в работают разных местах.

Что касается ресторанов, их ждет менее радужное будущее после отмены ограничений. «После снятия карантина более или менее хорошо дела будут идти у премиального ресторанного сектора. Потому что у людей побогаче больше запасов, и они, с финансовой точки зрения, не так сильно пострадают после эпидемии. А рестораны среднего уровня, как наши, где средний чек варьируется в диапазоне 1 000-1500 рублей, скорее всего, пострадают сильно. Поэтому лично я боюсь того времени, которое наступит после эпидемии, когда нужно будет восстанавливать рестораны. Открывать их заново, вкладывать в их открытие средства. Я думаю, в открытие каждого ресторана не меньше 2 млн рублей надо будет вложить. А потом продолжать вкладывать, потому что спрос сразу не восстановится».

О кризисе и его уроках

Тимур Ланский считает, что, в любом случае, необходимо извлекать правильные уроки из сложившейся ситуации. «Посмотрите, что происходит: завышенная аренда, завышенные, на мой взгляд, налоги, проценты по кредитам, штаты управляющих компаний, зарплаты топ-менеджеров. Очень много завышенных расходов, которые, по большому счету, не нужны, когда бизнес уже занимает твердые позиции. Внутренняя бюрократия внутри компаний пропадает, быстро принимаются решения. Я считаю, это тоже пример того, как все в мире будет меняться».

Ресторатор обратил внимание на то, что сейчас появляется реальная возможность для молодых предпринимателей занять чью-то нишу, придумать что-то новое. «То, что сейчас происходит, чем-то похоже на 1990-е годы, когда за считанные месяцы все перевернулось с ног на голову. Все, что было важным, вмиг обесценилось, появились новые ценности. Сейчас очень важно понять, что будет интересно, что будет продаваться, что будет популярно и востребовано завтра, и начать над этим работать».

В завершении, Тимур Ланский призвал помогать людям и поделился опытом. «Мы сотрудничаем с благотворительными фондами, ищем, кому нужно помочь. Но я считаю, что обязанность оказания помощи врачам и одиноким, бедным людям с государства никто не снимал. Мы со своей стороны, кроме оказания безвозмездной помощи, готовы участвовать в этом следующим образом: готовить еду для больниц, врачей, одиноких стариков и поставлять по себестоимости. Ведь представляете, что такое готовить еду для больниц? Это десятки тысяч врачей. Одним нам не потянуть. Мы можем взять шефство над какой-то одной больницей, где 100-300 человек нужно поддерживать. Мы сейчас пытаемся это делать, для нас это несложно».

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Бизнесмен и ресторатор Тимур Ланский на своей странице в Facebook высказался на тему закрытия ресторанов в Петер...

Бизнесмен и ресторатор Тимур Ланский на своей странице в Facebook поделился тем, как повлиял вирус COVID-19 на его ре...

Вверх