Налоговая стратегия крупнейшей мировой компании по продаже кофе и сети кофеен Starbucks вызвала подозрения у европейских властей.
Американская компания отчитывалась об убытках на крупнейших европейских рынках в течение нескольких лет, несмотря на выручку в сотни миллионов долларов.
В прошлом году, когда органы ЕС начали официальное расследование в отношении Starbucks, головной офис его европейского подразделения в Амстердаме отчитался о прибыли в 407 млн. евро. Такую прибыль компания объясняла полученными дивидендами в 502 млн. швейцарских франков (527,8 млн. долларов) от швейцарской дочерней компании. Швейцарское подразделение, где, по официальным документам, работает менее 40 сотрудников, специализируется на закупках кофе.
Такая прибыль вызвала сомнения по поводу налоговых выплат Starbucks в Европе уже второй раз за два года. Все сырье, на котором работают кофейни Starbucks по всему миру, закупается швейцарским подразделением компании. При этом сам кофе физически никогда не доставляется через Швейцарию, а кофейни закупают его с 20%-ной наценкой.
Starbucks долгое время настаивал на том, что сложная разветвленная структура компании в Европе не была специально создана для уклонения от налогов. По словам руководства, головной офис европейского отделения, в 2014 году переведенный в Лондон, первоначально размещался в Амстердаме из-за тесных связей города с кофейной индустрией и с крупнейшим предприятием по обжарке кофе.
Американские СМИ отмечают, что в данном случае налоговые преимущества очевидны: офис в Амстердаме за 2014 году выплатил лишь 2,6 млн. евро налогов при 407 млн. доналоговой прибыли. Выплата налога в размере менее 1% от прибыли была частью договоренности с голландскими властями, что и привлекло внимание европейских регуляторов.
Согласно расследованию ЕС, подразделения компании Rain City и Emerald City, зарегистрированные в Нидерландах, и вовсе не платят налоги. Emerald City принадлежит гонконгская фирма, которая контролирует операции Starbucks в Пекине и Северном Китае, а также расформированное подразделение Alki, базировавшееся в Лондоне. Европейских регуляторов заинтересовала именно Alki, на которую были зарегистрированы права на всю интеллектуальную собственность Starbucks для стран Европы, Ближнего Востока и Африки.
Alki получала десятки миллионов долларов роялти со всех компанийсетив этих регионах. В ноябре 2014 года в предварительном решении Еврокомиссия усомнилась в законности роялти, выплаченных компании Alki подразделением Starbucks, не платившим налогов в Нидерландах. Также неизвестно, выплачивала ли Alki налоги в Великобритании до своей ликвидации.