Top.Mail.Ru

Елена Меркулова: Выставка ПИР Экспо. 25 лет вне конкуренции

19 Октября 2022
Елена Меркулова: Выставка ПИР Экспо. 25 лет вне конкуренции

Профессиональная выставка российской сферы гостеприимства ПИР Экспо в этом году отметит свой Юбилей. За 25 лет существования на рынке через ее ряды прошли целые эпохи перемен, в ней приняли участие тысячи производителей и дистрибьютеров профессионального оборудования и продуктов питания для сегментов HoReCa, на ее площадках выступили тысячи экспертов и профессионалов, выставку посетили миллионы гостей. О том, какие изменения претерпела сфера гостеприимства за эти годы, об актуальных трендах, планах и ожиданиях на ближайшее будущее поделилась с нами Елена Меркулова, совладелец и генеральный директор главной профессиональной выставки российской сферы гостеприимства ПИР Экспо.

О переменах и развитии сферы гостеприимства

Елена, в этом году выставка ПИР Экспо празднует свой 25‑й Юбилей. Какие изменения произошли в сфере гостеприимства за этот период в нашей стране и в мире?

– За этот период сформировалось современное российское гостеприимство. Можно сказать, что 25 лет назад было мало хороших ресторанов с качественной кухней. Если мы говорим про кофейный рынок, то городских кофеен практически не существовало, это были лишь единичные заведения, да и культуры потребления кофе не было как таковой. Не говорю уже об отельном и туристическом бизнесе. Поэтому конъюнктура рынка сферы гостеприимства сегодня –результат, который был достигнут за четверть века. Все эти годы мы росли вместе с сегментами HoReCa, структурировали ее по мере своих сил, по возможности развивали ее. Надо отметить, что за это время поменялся портрет шеф-повара, образ ресторана, облик сферы гостеприимства. Более того, мы вошли в общемировые рейтинги, о нашей гастрономии узнали и оценили ее. Сегодня каждый регион России начинает задумываться о своей гастроидентичности и предпринимает много шагов для развития данного направления. У нас развивается отельный бизнес и внутренний туризм. В общем, все идет своим чередом.

Конъюнктура рынка сферы гостеприимства сегодня –результат, который был достигнут за четверть века

Как развитие сферы гостеприимства отразилось на выставке?

– Если мы говорим про выставку, то на своих площадках мы стараемся давать участникам все самое актуальное. За эти годы, не просто сформировалась, а выросла до отдельного зала экспозиция кофе – это и оборудование, и зерно, и своя обжарка, чемпионаты бариста и соревнования кофеен. Также мы выделили отельный бизнес, где можно найти товары и услуги для отелей. Еще открылось целое направление франчайзинга. Когда мы только начинали, практически все экспозиции были заполнены иностранными брендами в лице дистрибьютеров иностранных компаний. Потом был период, когда добавились непосредственно сами зарубежные компании, которые искали представителей в России. Сегодня из зарубежных экспозиций – это Турция. По сравнению с прошлыми годами число турецких производителей выросло более чем на 60%. На выставке – 2022 у нас широко представлены отечественные производители. И я имею в виду не только Москву и Санкт-Петербург, но и производителей со всей страны – от Калининграда до Камчатки. В целом, несмотря на сложную ситуацию, которая сложилась в этом году и отразилась на рынке, количество компаний-экспонентов на выставке не уменьшилось. У нас также будут представлены: профессиональный инвентарь, высокотехнологическое современное оборудование, продукты питания, которые составят достойную замену товарам, покинувшим отечественный рынок сферы гостеприимства.

Елена Меркулова – известный эксперт, предприниматель, организатор крупных деловых мероприятий в индустрии гостеприимства, сооснователь компании «ПИР Экспо», организатор и идеолог больших event-проектов HoReCa-индустрии B2B и B2C-формата, спикер деловых мероприятий по темам гостеприимства и организации мероприятий. В 1995 году окончила Московский институт электронной техники. Бизнес-путь начала в 1995 году с выставки «Музыка Москва» и издательской деятельности. Сегодня стоит во главе стабильной компании, проводящей главную выставку индустрии гостеприимства в России.

Здесь только профессионалы для профессионалов

Еще 10 лет назад выставку посещали исключительно профессионалы – те, которые как-то пытались следить за трендами, самостоятельно развиваться. Современная публика настолько начала понимать гастрономию, что даже порой домохозяйки могут дать фору некоторым профессионалам. Можно ли сказать, что сфера гостеприимства в целом и гастрономия в частности в нашей стране обретают общественный смысл, становятся популярными?

– Разумеется, да. И не только в нашей стране. Гастрономия – это то, что понятно, эмоционально, с чем мы сталкиваемся постоянно. Кроме того, вкусная красивая еда приносит удовольствие. Сегодня мы можем себе позволить потратить деньги в ресторане, на туристическую поездку. Для большинства гостей рестораны и отели являются доступным ресурсом. Однако, если мы говорим про выставку, то мы – исключительно профессиональное мероприятие, и по большому счету мы не очень приветствуем любителей или случайных посетителей, которые просто интересуются гастрономией, посещают рестораны. Именно на нашей выставке им делать нечего. Здесь только профессионалы для профессионалов. Единственное, где мы прикрываем глаза на посещение мероприятия – это кондитерские площадки. Домашние кондитеры – это отдельная ниша на рынке, которая составляет конкуренцию профессионалам. Хотя в конечном итоге, многие кондитеры-любители присоединяются к их числу. Это дело времени и опыта.

Несмотря на сложную ситуацию, которая сложилась в этом году и отразилась на рынке, количество компаний-экспонентов на выставке не уменьшилось

Стараемся соответствовать ожиданиям гостей

Как со временем менялись и меняются ожидания гостей выставки? Что они хотят видеть в рамках ПИР Экспо сегодня?

– Во‑первых, гостей интересуют новинки. Во‑вторых, они стремятся поучаствовать в деловой программе, получить бизнес-контент, который поможет им понять, как правильно управлять компанией, куда движется рынок, какие тренды актуальны и какие решения сегодня работают на эффективность бизнеса, достижение результата. Ответы на все эти вопросы мы стараемся давать ежегодно. Хочется также отметить, что выставка нашего формата и объема – достаточно трудоемкий сложный процесс. Поэтому мы каждый год стараемся донести до наших гостей и участников информацию, как правильно посещать подобные мероприятия. Подготовка к выставке поможет иметь четкое представление о целях и задачах, которые нужно решить в настоящем сезоне. От подготовленности сотрудников будет зависеть результат, движение по собственному направлению бизнеса. Более того, выставки такого масштаба собирают большое количество коллег и единомышленников в одном месте. Поэтому это уникальная возможность пообщаться, узнать много нового и интересного. В процессе коммуникации могут формироваться другие вопросы и выводы, о которых раньше даже не задумывались. И это, своего рода, шаг вперед как для сотрудника, так и для компании.

Участники должны быть подготовленными

И все же, что нужно предусмотреть экспонентам выставки в процессе подготовки, чтобы их работа на ПИРе принесла ожидаемый эффект?

– Как я уже сказала, главное понять, какую задачу ты хочешь решить участием в выставке. Но здесь универсальных механизмов нет. Каждая компания преследует свои цели: одним важен конечный потребитель, другим – дилеры, третьим – познакомить с брендом и найти дистрибьютеров. И в зависимости от этого участники выставки выстраивают свою работу, стратегию. Чтобы привлечь внимание посетителей к стенду, нужен серьезный подход к подготовке сотрудников, постановка четких задач для получения результата. Наша задача – привести на выставку людей, и мы с ней успешно справляемся. Достижение результативности зависит уже от работы самой компании. Много раз мы на выставке встречали одну и туже картину: когда идешь по центральному проходу, в одной локации постоянно идут демонстрации, переговоры, в общем, все время клубится жизнь. А рядом, на соседнем стенде, всегда пустынно, сотрудники всегда стоят спиной и не проявляют никакой активности. Однако даже у подобных компаний бывает результат, поскольку у них были свои цели, которые в конечном итоге достигнуты или успешно реализованы.

Деловая программа у нас ни в коем случае не сокращается, а только увеличивается с каждым годом. Мало того, большое количество спикеров находятся в листе ожидания. Многие хотят выступить, поделиться знаниями и опытом, потому что понимают, что это им тоже важно

Запросы на «живые» выступления экспертов увеличиваются!

Неизменной и очень важной частью выставки всегда была Деловая программа. В эпоху глобального потока информации и доступности практически любого спикера на экране компьютера или смартфона, есть ли запрос на «живые» выступления экспертов?

– Однозначно, да. Деловая программа у нас ни в коем случае не сокращается, а только увеличивается с каждым годом. Мало того, большое количество спикеров находятся в листе ожидания. Многие хотят выступить, поделиться знаниями и опытом, потому что понимают, что это им тоже важно. Это не просто желание донести ценную информацию, но и решение собственных маркетинговых задач самих экспертов. Опыт выступлений в Деловой программе они эффективно применяют в своих интересах. Могу сказать, что количество участников в Деловой программе в этом году больше, чем в прошлом. И тут есть некая связь с тем, что в период пандемии все ушли в онлайн-форматы и лишились живого общения – того незаменимого взаимного обмена информационно-энергетическими ресурсами. Никакое онлайн-выступление этого не заменит. Когда мы слушаем кого-то в живую, то понимание и усвоение информации происходит гораздо эффективнее, мы всегда можем задать вопрос, переспросить то, что не поняли и т. д. Плюс выставка дает возможность собрать и получить в одном месте большой объем информации, завести полезные знакомства, обменяться контактами, поскольку география страны обширная, сложно вести переговоры с коллегами из компаний, которые расположены во Владивостоке или Калининграде. Грубо говоря, не наездишься.

Решаем насущные проблемы и задачи вместе!

Как меняются запросы слушателей Деловой программы?

– Достаточно давно мы ввели форматы интерактивов, тренингов, потому что просто разговор на общие темы всем приелся. Мероприятий по стране очень много и людям хочется какой-то интересной практики. Поэтому мы стараемся включать в программу кейсы, тренинги, интерактивы, которые помогут раскрыть проблемы и найти пути к их решению. При этом мы не пренебрегаем семинарами, где обсуждаются насущные темы, боли сферы гостеприимства. Например, проблему кадров мы пытаемся решить уже на протяжении 25‑и лет. И каждый год она рассматривается под другим углом, возникают все новые и новые причины, препятствующие к ее разрешению. Однако совместное обсуждение позволяет находить те отправные точки, корректировка которых постепенно исправляет ситуацию.

Главное понять, какую задачу ты хочешь решить участием в выставке. Но здесь универсальных механизмов нет. Каждая компания преследует свои цели: одним важен конечный потребитель, другим – дилеры, третьим – познакомить с брендом и найти дистрибьютеров

Выставка ПИР Экспо вне конкуренции

За последние годы количество различных мероприятий для рестораторов, отельеров и других профессионалов сферы гостеприимства выросло в десятки раз. Как это сказывается на вашей выставке и на рынке в целом?

– Это сказывается таким образом, что мы стали еще лучше работать, более качественно относиться к контенту Деловой программы, обращать внимание на различные мелочи. Конечно, компании, которые принимают участие на нашей выставке, участвуют и в других подобных мероприятиях. В целом, рука рынка всегда расставляет все по своим местам. Сказать, что кто-то выбирает не нас – я такого не скажу. Мы являемся единственным срезом рынка федерального масштаба по сфере гостеприимства. И в этом плане у нас конкурентов пока нет.

Об инвестициях в развитие внутреннего туризма

Уже несколько лет подряд в рамках ПИР Экспо активно обсуждается тема инвестиций в сферу гостеприимства. Какие задачи решает эта тематическая часть деловой программы выставки?

– Вот уже второй год мы проводим форум регионов России по развитию туристской инфраструктуры. Тема инвестиций рассматривается как раз в рамках данного проекта. На сегодняшний момент есть государственная программа по развитию внутреннего туризма, есть национальный проект. Однако реализовать все это невозможно без грамотных инвестиций. Конечно, здесь в первую очередь идет речь о развитии отельного бизнеса, который требует серьезного финансирования. Для эффективного продвижения и реализации проекта задействованы государственные законы, государственные органы самоуправления. Мы в свою очередь делаем такую межведомственную коммуникационную площадку – единственную в своем роде – где собираются инвесторы, которые готовы вкладывать деньги в региональные проекты, делают мастер-планы по грамотному инвестированию, представители государственных органов, которые устанавливают правила игры. В рамках этих встреч обсуждаются наболевшие вопросы, презентуется то, что уже сделано, как работают кейсы в каждом регионе по поддержке бизнеса, по инвестициям, по развитию туристической инфраструктуры.

Двигаемся только вперед!

Позади 25 лет сложной командной работы. Какие дальнейшие планы у команды ПИР Экспо?

– Мы никогда не стоим на месте, двигаемся только вперед. У нас уже есть дата проведения следующего мероприятия – ПИР Экспо – 3–6 октября 2023. Есть большая региональная программа, которую мы надеемся запустить более масштабно уже в этом году. Кроме того, у нас есть наши проекты для шеф-поваров, кондитеров и бариста, такие как «Завтрак шефа», «Moscow Cake Show», кофейные чемпионаты, фестивали. Планов очень много. Главное, успеть все реализовать в том качестве, которое нас устраивает!

Беседовала Лилиана Бергер.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

Международный форум «ЗАВТРАк ШЕФА» в 2024 году пройдет 13-15 мая. Это проект от команды организаторо...

Другие статьи
Смотреть все

Три года назад с легкой руки Виктора Борисовича Беляева родилась «Легенда» – уникальное мероприятие...

Александр Гендельсман и Николай Филатов, совладельцы управляющей гостиничной компании ZONT Hotel Group, о жизни гости...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх