«Любой кризис – это новые возможности». Эта известное изречение Уинстона Черчилля может быть применимо к любой сфере во все времена. Не является исключением и сегодняшний ресторанный рынок: ковидные ограничения, санкции и ухудшение геополитической обстановки не только не уничтожили его, но и стали драйвером для развития. С постоянным ускорением ритма жизни люди все больше стремятся получать положительные эмоции через еду быстро, качественно и безопасно, без переплаты и лишних трудозатрат.
Понимая это, Группа «Черкизово» создала собственное направление FoodService, чтобы дать лучший ответ на запросы современного потребителя и внести свой вклад в рост и развитие индустрии питания вне дома. О планах и перспективах направления – в интервью с Константином Кононовым, исполнительным директором управления продаж канала FoodService Группы «Черкизово».
Константин, направление FoodService – это больше дань моде или понимание того, что рынок сферы питания вне дома – очень перспективный и развивающийся?
– Скажу трижды «да» второму утверждению как человек, который последние 25 лет жизни работает в индустрии питания, причем по разные стороны баррикад, и не только на территории РФ. Рынок сферы питания вне дома в разной степени растет везде и повсеместно. Сейчас он уже перевалил за 2 триллиона рублей и будет развиваться дальше. Возможно, он может проседать при непредвиденных кризисных обстоятельствах. Однако в посткризисные годы будет быстро восстанавливаться и набирать обороты с новой силой. По сути, пандемия стала показательной историей. Быстрый рост сервисов доставки показал, что есть уже целое поколение, которое мыслит другими категориями и ценностями. В их ритме жизни им проще, дешевле и быстрее заказать еду, нежели готовить ее дома. У меня дочь, ей в этом году исполняется 20 лет, именно она научила меня ориентироваться в интернет-доставке, когда этот сервис только появился на рынке. С этим она справилась интуитивно, а потом рассказала нам – своим родителям, как с этим жить и пользоваться. Поэтому, глядя на потребности рынка, я все свое время посвящаю вопросам совершенствования индустрии питания. Моя цель и мечта – помочь ей развиваться еще быстрее.
Расскажите более подробно о канале FoodService в компании «Черкизово», ее развитии? Как Вы пришли к должности исполнительного директора?
– У каждого руководителя есть своя стратегия, виденье и идеи развития проекта. Очень важно, чтобы эти компоненты совпадали с виденьем и целями компании. Поэтому, если бы компания видела бизнес по производству продукции для ресторанного рынка как-то по-другому, то, возможно, я бы не пришел на эту должность.
В 2024 году Группа «Черкизово» отметит свой полувековой юбилей. Компания прошла длинный путь. Последние 10 лет она начала инвестировать в развитие коммерческой команды, двигаясь от производственной компании к полноценному FMCG-предприятию. И в процессе этого движения компания поняла, что питание дома растет уже не такими темпами, как это было раньше. Это было видно по растущим показателям продаж в параллельных каналах, в том числе – по питанию вне дома и экспорту. Поэтому компания решила двигаться в нескольких направлениях, одним из которых стал FoodService.
С 2020 года компания серьезно инвестирует в свою команду, в производственные мощности и в интеллектуальный капитал. Очень многое зависит от того, насколько сильна команда R&D и службы качества для того, чтобы создавать полноценный и приемлемый продукт для питания вне дома. И это доказывает, что компания нацелена инвестировать в будущее, а не просто получить быструю прибыль.
На сегодняшний день бизнес FoodService в выручке «Черкизово» занимает чуть более 10%, что уже достаточно существенно. Наша мечта – двигаться в сторону 20% в горизонте следующих 5 лет. Это четко отвечает требованиям времени, когда мало просто что-то производить, а важно отвечать на растущие и меняющиеся запросы гостя, потребителя, заказчика. Питание становится полноценным сервисом, на который не хочется тратить много денег, а хочется получать больше положительных эмоций от вкусной, качественной и безопасной еды при меньших трудозатратах.
Получается, что пойти в ресторан или заказать еду курьерской доставкой – это самый доступный способ получить удовольствие. Для современного потребителя важно качество, стабильность, сервис, доверие к продукту. Это та самая ценность, которая двигает рынок питания вне дома.
Какие основные тренды развития рынка питания вне дома вы видите на сегодня? Как компания следит за ними, прогнозирует, может быть, создает, и как действует?
– Рынок растет и будет расти однозначно. Каждые 5-7 лет мы преодолеваем кризисы. И, по историческим данным, в 9 из 10 случаев рынок восстанавливается в течение года посткризисного периода. При этом тренды меняются каждый год. К примеру, в пандемию резко выросло потребление пиццы, стали востребованы точки питания, занимающиеся доставкой. Именно они получали бенефиты. Остальным приходилось либо срочно настраивать процессы, переформатироваться, либо терпеть колоссальные убытки. Сейчас популярен обратный тренд – люди заскучали по живому общению в ресторанах и кафе. Мы, работая над своим продуктовым портфелем, стараемся быть полезными для всех востребованных у потребителей каналов. К примеру, мы начали сотрудничать с региональными и национальными кулинариями. Население и в РФ, и во всем мире проявляет значительный интерес к покупке готовой еды. Поэтому мы работаем с кулинариями ритейлеров EuroSpare, Ashan, X5 Group.
Конечно, рынок растет быстрее, чем кошелек потребителя. Однако при этом ему выгоднее отдать деньги за готовую еду в ресторане или за доставку, чем заниматься домашней готовкой. Рынок тоже будет ускоряться, в том числе из-за объемов.
Мы очень плотно работаем в канале быстрого питания, работаем со всеми операторами, обмениваемся информацией, обсуждаем дальнейшие движения, и у нас получается схожее виденье. Все – и операторы, и мы – производители – верим в то, что рострынка неизбежен, даже несмотря на сложности.
Недавно на совете директоров мы защитили стратегию, в рамках которой планируем направить дополнительные инвестиции в ряд проектов, к реализации которых должны приступить в следующем году.
На чем сегодня фокусируется команда «Черкизово FoodService»? Какие направления развивает, что нового и инновационного предлагает рынку?
– В создание портфеля продуктов для канала FoodService мы начали инвестировать с 2020 года. Несмотря на то, что это совпало с пандемией, мы все равно показали колоссальный рост – более чем в 5 раз. И в следующем году планируем ускорить рости приблизиться к обороту в 30 млрд. рублей.
В разгар пандемии, когда у большинства абсолютно не было понимания, вернется ли жизнь в нормальное русло, наша компания продолжала инвестировать в людей, в команду, в оборудование, в ассортимент, в производственные площадки. Многие в период пандемии решили не предпринимать ничего, подождать. Мы подумали, что не стоит упускать время, а важно действовать сейчас. От этого мы только выиграли.
Какой путь прошла команда FoodService? Чего уже добились с 2020 года?
– За последние 20 лет рынок питания вне дома вырос в 2-3 раза. В этом процессе для нас важно не только развитие коммерческих взаимоотношений, но и предоставление качественного сервиса для наших партнеров, поскольку мы видим более тесное и долгосрочное сотрудничество, когда на нас опираются как на экспертов мясной категории. Основной наш фокус направлен на развитие продуктов высокой степени готовности из курицы и колбасных изделий. Эти сегменты продуктов широко востребованы в быстрорастущих направлениях, таких как fast food и пицца, а также готовой кулинарии, где мы активно развиваемся.
Да, на нас сильно повлияло закрытие сети McDonald's, у которой мы были одним из основных поставщиков. Но благодаря преемственности команды «Вкусно – и точка» мы сохранили позиции. В этом году, чтобы увеличивать объемы полуфабрикатов из курицы, мы запустили новую производственную линию на одном из наших ключевых предприятий – «Компас Фудс».
Сегодня в нашей команде FoodService задействовано более 70 человек. Они занимаются созданием продукта, обучением торговой команды и партнеров, продвижением и развитием бренда. Одно из последних направлений – полевая sell out – команда, задачей которой является дойти до конечного клиента, чтобы помочь определиться с выбором в сторону продуктов «Черкизово». Но при этом мы осуществляем поставки только через сеть наших партнеров-дистрибьюторов.
С какими проблемами сегодня сталкиваются крупные игроки рынка пищевой промышленности, такие как «Черкизово»? Как компания справляется со сложными ситуациями?
– Есть три категории индустриальных проблем, которые мы пытаемся решать каждый день. Первая, и самая существенная для нас, – это недостаток кадров. Это проблема общего характера, потому что нехватка людей ощущается не только на производстве и в ресторанах, но и в сфере транспорта, продаж и т.д. У нас тоже есть программы по привлечению людей, мы сотрудничаем с колледжами и профильными ВУЗами, чтобы молодые кадры со студенческой скамьи понимали, где они смогут себя реализовать дальше.
Вторая категория, которая не дает нам покоя, – это производственное оборудование. Любая техника, даже самая качественная, со временем изнашивается. Поэтому есть сложности с комплектующими и ремонтом. Однако у нас, благодаря профессиональной работе команды специалистов с производства, ни одна линия не была остановлена. Но, несмотря на это, нужно продолжать искать пути для обеспечения бесперебойности работы предприятий, чтобы исключить форс-мажоры.
И, наконец, третья категория трудностей – рост потребления курицы. С одной стороны, это великолепно, с другой – мы не всегда можем своевременно ответить на быстрое увеличение спроса. Дело в том, что удлинился цикл инвестиций и строительства производства. То оборудование, которое использовалось вчера, уже недоступно сегодня, логистические цепочки нарушены. Но для нас это хороший стимул развивать производство и наращивать объемы. Сегодня мы обсуждаем соответствующие проекты, которые должны реализоваться в 2025-2026 годах.
В следующем году «Черкизово» исполняется 50 лет. Это большая дата. Что значит для Вас лично и для компании полувековой путь от мясоперерабатывающего завода до лидера мясной промышленности России?
– Лично для меня всегда было важно работать в компания-хлидерах. «Черкизово» на глобальной карте крупных компаний – не рекордсмен, но компания смогла вырасти из одной мясоперерабатывающей площадки в крупнейшего в отечественной отрасли производителя мяса, создав вертикально-интегрированный бизнес с собственной кормовой базой, фермами и предприятиями по выпуску готовой продукции. Чего стоит только запуск собственного маслоэкстракционного завода! Сегодня мы имеем амбициозные планы по органическому развитию в тех категориях мясных продуктов, которые представлены на рынке.
О ГРУППЕ «ЧЕРКИЗОВО»
Группа «Черкизово» входит в тройку лидеров на рынках куриного мяса, мяса индейки и продуктов мясопереработки. Группа включает в себя 16 птицеводческих комплексов, 20 свинокомплексов, 14 мясоперерабатывающих предприятий, 12 комбикормовых заводов, маслоэкстракционный завод и около 355 тысяч га сельскохозяйственных земель. Консолидированная выручка компании по итогам 2022 года составила 184,3 млрд. рублей. Среди брендов Группы – «Черкизово», «Петелинка», «Куриное царство», «Пава-Пава» и др. Преимущество компании в вертикальной интеграции, которая объединяет все звенья аграрной цепочки – от выращивания зерновых до производства готовой продукции. Компания экспортирует свою продукцию более чем в 20 стран.
КАРЬЕРНЫЙ ПУТЬ КОНСТАНТИНА КОНОНОВА
Константин родом из Санкт-Петербурга. С индустрией питания вне дома столкнулся на студенческой скамье, несколько лет работал в сети быстрого питания Carrols. С того момента вектор движения пошёл в направлении этой индустрии. Позже перешёл на сторону поставщиков и в начале 2000-х достаточно долго работал в Unilever, ломая с командой стереотипы шеф-поваров и продвигая готовые решения для столовых, ресторанов и кафе. 15 лет работал в KraftHeinz. Первым проектом там было создание производственной площадки по приготовлению соусов для Макдоналдса. Почти 3 года работал на рынке Великобритании, где основная задача стояла остановить тренд падения объемов и вернуться к органическому росту на основе тех наработок, которые получилось внедрить в России. Также отвечал за развитие рынков восточной Европы и Ближнего Востока. Перед самой пандемией принял решение присоединиться к управленческой команде Черкизово для развития проекта Food Service.
+7 (495) 660 24 40
R&D-центр «Еда будущего» – место, где рождаются рецептуры, совершенствуются продукты, создаются...
Продукт, сбалансированный по вкусу, стабильный по качеству, при этом безопасный и независимый от сезона – мечта...
Бренд-шеф Илья Жданов о творчестве, профессионализме и создании прибыльного меню на основе проверенных продуктов и ре...