Top.Mail.Ru

Александр Седухин. Мне хотелось красиво работать за барной стойкой

22 Марта 2023
Александр Седухин. Мне хотелось красиво работать за барной стойкой

Наш герой рубрики «Путь ресторатора» - человек талантливый и многогранный. Вот далеко неполный список должностей и регалий ресторатора и отельера с более чем тридцатилетним стажем Александра Седухина: член экспертного совета Федерации Рестораторов и Отельеров России, председатель Благотворительного фонда «Совет меценатов Ярославии», вице-президент Межрегионального объединения туриндустрии «Золотое кольцо», управляющий партнер гостинично-развлекательного комплекса «Иоанн Васильевич». РЕСТОРАНОВЕД встретился с Александром и расспросил о том, как начиналась его трудовая деятельность и складывался профессиональный путь. 
 

Александр, расскажите о том, как и когда Вы пришли в сферу питания вне дома и какой профессиональный путь прошли до открытия своего первого заведения? 

В 1989 году я начал свою работу в ресторанном бизнесе, окончив СПТУ ( специальное профессионально-техническое училище -прим. ред.) по специальности «Официант 4 разряда» и поступил на работу в бар одного из самых крупных ярославских проектов -ресторанном комплексе «Волга».

Одним из моих любимых фильмов того времени был фильм «Коктейль» с Томом Крузом в главной роли и, конечно же, мне хотелось подобно герою этого фильма красиво работать за барной стойкой, смешивать коктейли, разговаривать на душевные темы с гостями бара. К сожалению, предприятие советского типа мало соответствовало образу современного бара того времени, который я видел на экране телевизора. 

Поскольку ресторанный комплекс «Волга» был базовым предприятием Треста ресторанов и кафе Ярославля, в укромных уголках складов этого огромного предприятия я обнаружил невостребованное никем, но современное для того времени световое и музыкальное оборудование: усилители, устройства воспроизведения звука, видеомагнитофоны, телевизоры. Всё это было закуплено ещё во время строительства ресторана, но почему-то не пригодилось после его открытия. Зато пригодилось мне. 

Можно сказать, что с моим приходом жизнь в кафе закипела 

Это оборудование благополучно переехало в кафе, которое располагалось на крыше ресторана с великолепным панорамным видом на реку Волгу. Можно сказать, что с моим приходом жизнь в кафе закипела. 

Но в это время в стране вовсю шла объявленная Михаилом Горбачевым перестройка. В центральной системе распределения ресторанов и кафе стали происходить сбои с ассортиментом продуктов, в то же время на волне кооперации стали появляться частные кафе и рестораны, не входящие в государственную систему. Продолжая работать в государственной системе ресторанов и кафе, я захотел реализовать свой собственный проект. Поговорив со знакомыми предпринимателями, я предложил им создать совместное товарищество и открыть частное кафе, что для того времени было необычным явлением. Я обратил внимание, что появились определенные перебои с поставками мороженого, и мне пришла в голову мысль закупить необходимое оборудо­вание и смеси для приготовления мягкого мороженого. Съездив несколько раз в командировки в Будапешт, мне удалось через торговое представительство республики Венгрия закупить итальянское оборудование и смеси для нового предприятия. Так в 1992 году в Ярославле открылось кафе «Тутти». 

Сложностей с набором персонала в начале девяностых годов прошлого века не возникало, поскольку в тот период развития ресторанного бизнеса частных предприятий было не так уж и много, так что уровень конкуренции тоже был невысокий 

Чем был продиктован выбор названия? Как зарекомендовала себя выбранная концепция? 

Название для нового предприятия, честно говоря, мы выбрали очень просто. Компания-производитель смеси для мороженого называлась «Тутти-фрутти». В названии мы оставили только «Тутти». Месторасположение выбрали в центральной части города с удобной парковкой рядом с главным Дворцом бракосочетания и большой парковой зоной. Помещение кафе располагалось на первом этаже, в теплое время года работала летняя терраса. Большинство проезжающих на регистрацию семейных пар ехали мимо нашего кафе, а многие мамы впоследствии, так же как и жители города гуляли в этом парке. Таким образом, мы работали с той целевой аудиторией, которой было востребовано не только мороженое, но и всевозможные коктейли на его основе, а сбалансированное меню и алкогольная карта успешно дополняли данную концепцию в вечернее время. Кафе было рассчитано на 60 посадочных мест. Кроме того, оно располагалось в здании бывшего института, сотрудники которого, естественно, стали частыми гостями нашего предприятия. 

В те годы были проблемы с поиском и набором сотрудников? 

Особых сложностей с набором персонала в начале девяностых годов прошлого века не возникало, поскольку в тот период развития ресторанного бизнеса частных предприятий было не так уж и много, так что уровень конкуренции тоже был невысокий. А поскольку к тому времени я уже три года работал на общественное питание, то, естественно, мог набрать персонал - поваров, барменов, официантов - исходя из обширного круга знакомств в этой сфере. Кроме всего прочего, одним из моих партнеров стал человек с большим опытом, который прошел путь от помощника повара до повара, имел высшее торговое образование (ЛИСТ - Ленинградский институт советской торговли), а затем он еще и переквалифицировался в бармены. 

Для подогрева пищи в те годы нельзя было использовать микроволновую печь, так как данные устройства не были допущены к использованию СанПи.Нами, и нахождение их на кухне вызывало недоумение у проверяющих сотрудников 

С какими трудностями столкнулись на первых этапах? Что шло не так, как предполагали? 

Основные трудности, с которыми мы столкнулись, - это косность системы советских стандартов, санитарных норм и правил, а также чрезмерная регуляция нашей деятельности со стороны Санэпидемстанции (сейчас это Роспотребнадзор). Предприятия питания, которые ещё находились в государственном секторе, увидели в нас конкурента. Так, например, государственный комбинат, который производил мороженое, инициировал проверки Санэпидемстанции на доброкачественность нашего продукта. В результате нам приходилось еженедельно отвозить пробы мороженого в СЭС. Кстати, подобные анализы стоили нам серьезных денег! Пришлось даже вывести из оборота часть смесей, чтобы меньше платить за сдаваемые пробы мороженого. С течением времени нам удалось убедить руководство Санэпидемстанции в добросовестности нашей работы и доброкачественности нашей продукции. Количество и частоту проб снизили в разы. Также были сложности, например, такого свойства: для подогрева пищи в те годы нельзя было использовать микроволновую печь, так как данные устройства не были допущены к использованию СанПиНами, и нахождение их на кухне вызывало недоумение у проверяющих сотрудников. То есть, разогревать что-либо, доводить до готовности можно было только на газовых и электрических плитах. 

Резюмируя, могу сказать, что основные трудности всё-таки вызывали частые необоснованные проверки, которые проводили контролирующие и надзорные органы, такие как Санэпидемстанция, ОБХСС (затем ОБЭП), милиция, налоговая инспекция. Последние очень любили проводить внезапные контрольные закупки. Замечательно, что всё это давно осталось в прошлом. 

Как складывался Ваш путь ресторатора после первого проекта? 

Через два года после запуска первого кафе был открыт еще один проект. При этом я продолжал работать по найму, и в течение примерно 7 лет открыл в общей сложности более 12 различных ресторанов, кафе и баров. Конечно, мне повезло начать свою работу в профессии в тот период истории, когда ресторанный бизнес переходил с рельс плановой экономики на дорогу, ведущую к рынку свободных экономических отношений. 

Несколько лет назад я прочитал интересную книгу Нассима Талеба, которая называется «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса». В этой книге автор приводит очень интересный принцип. Называется он Стратегия штанги, и автор иллюстрирует этот пример многочисленными фактами из жизни известных людей - предпринимателей, писателей, артистов, и так далее. Эту стратегию он распространяет как на фактические поступки этих людей, так и на их образ жизни, организацию работы и финансовые инструменты. Стратегия призвана иллюстрировать идею сочетания двух крайностей и уклонение от середины. В моем случае Стратегия штанги заключается в том, что с самого начала я избрал для себя следующий подход в работе: я всегда и с удовольствием работаю в рамках контрактов, при этом развивая и осуществляя направления собственной деятельности. Например, в данный период времени я работаю по найму в 3 компаниях и имею собственные проекты в рамках ресторанного консалтинга и туристической деятельности. 

Мне повезло начать свою работу в профессии в тот период истории, когда ресторанный бизнес переходил с рельс плановой экономики на дорогу, ведущую крынку свободных экономических отношений 

Предположу, что в портфеле ваших проектов особое место занимает zостинично-ресторанный комплекс «Иоанн Васильевич». Как создавался и развивался этот проект? 

Идея создания «Иоанна Васильевича» появилась в 2008 году, когда группа инвесторов обратилась ко мне с предложением реализовать проект, состоящий из двух направлений - ресторана и гостиницы. В 2009 году был запущен ресторан, а в 2010 году, к тысячелетию Ярославля была открыта гостиница­бутик-отель на 27 номеров.

Мне понравилась сама идея положить в основу концепции кинофильмы, которые снимались на ярославской земле в разные годы. Как ресторан, так и номера гостиницы оформлены по мотивам различных кинофильмов. 

Поскольку с девелопментом недвижимости я был знаком достаточно хорошо, координация усилий архитекторов, строителей и дизайнеров помогла создать уникальный гостинично-ресторанный комплекс. Что касается сложности управления отелем, то в процессе реализации проекта приходилось многому учиться. Но результат не заставил себя долго ждать - в 2011 году гостиница получила национальную премию имени Юрия Сенкевича как лучший малый отель России с высоким уровнем обслуживания. 

Мы не стоим на месте, в 2019 году была проведена реновация всех залов ресторана, модернизирована технологическая часть кухни, что существенно расширило возможности ресторана. В 2022 году началась плановая реновация гостиницы. На данный момент бутик-отель «Иоанн Васильевич» классифицирован как гостиница уровня 4 звезды. 

Какие новые направления бизнеса вы сейчас развиваете? 

Также три года назад с легкой руки президента Федерации Рестораторов и Отельеров России Игоря Олеговича Бухарова был запущена кулинарная школа «Русский шеф». Именно президент ФРиО в одно из посещений Ярославля предложил нам эту идею. Сегодня проект пользуется популярностью у жителей и гостей нашего города. Мы проводим не только кулинарные мастер-классы, но и иммерсивные мероприятия кулинарной направленности. 

К летнему сезону 2023 года стартует новый проект «Еду по ед У». Как видно из названия, он будет связан с кулинарией и путешествиями в рамках туристического маршрута Золотое кольцо. Опираясь на многочисленные профессиональные связи в профессиональном сообществе, мы постарались собрать пул уникальных предложений ресторанов и гостиниц, которые смогут не только удивить вкусными явствами, но и помочь перезарядиться положительными эмоциями и взглянуть по­новому на окружающий мир. 

Что для вас главные составляющие успеха в ресторанном бизнесе? 

Профессиональный подход при расчете финансовой целесообразности проекта, опыт и глубокие знания предмета, которым ты занимаешься, внимательное отношение к работ­никам, любовь к гостям и, конечно же, большая доля удачи!

Другие статьи
Смотреть все

Максим Кораблёв-Дайсон, генеральный менеджер и управляющий партнер компании в сфере ресторанного бизнеса MKS Manageme...

Профессия ресторатора благородна, полна роскоши и эстетизма. Но далеко не каждому известно, что скрывается за внешним...

Герой нашего интервью - Андрей Филатов, известный псковский ресторатор, член Общественного Совета при комитете по тур...

Вице-президент ФРиО по корпоративному и социальному питанию. Руководитель общественного питания и туристических услуг ООО «Энергоатоминвест» АО «Концерн Росэнергоатом» Госкорпорации «Росатом»
Руководитель проекта по продажам в канале HoReCa компании «Перспектива»
Коммерческий директор компании «Перспектива»
Заметитель директора направления баров финтес-клубов xfit
Бартендер, ресторатор, совладелец бара El Copitas, сооснователь и идеолог ресторанной группы Follow the Rabbits, а также таких проектов, как Paloma Cantina, Tagliatella Caffe, Sangre Fresca, Nola, «Пища династии Минь».
Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Вверх