Top.Mail.Ru

Сергей Ерошенко: «На то и гастрономический ресторан, чтобы люди говорили, что сегодня повару утка удалась лучше, чем позавчера»

27 Сентября 2013
Сергей Ерошенко: «На то и гастрономический ресторан, чтобы люди говорили, что сегодня повару утка удалась лучше, чем позавчера»

Сергей Ерошенко — первый в России повар, открывший собственный ресторан. Именно так объявили, представляя его на VIII торжественной церемонии вручения премии «Пальмовая ветвь», где Сергей получил второе место — серебряную Пальмовую ветвь. Его ресторан, расположенный фактически в центре Москвы, интересен не столько тем, что шеф является еще и полным владельцем, сколько самим подходом Сергея, обозначенным в названии заведения — «Честная кухня». «Даже в Москве можно готовить вкусные блюда из качественных продуктов по достаточно демократичной цене», — вот, собственно, что пытается показать шеф-повар.

\"Шеф, конечно, является в любом заведении ключевой фигурой, но для российской публики, выбирающей, в какой ресторан пойти сегодня, он не становится определяющим фактором. Для большинства такие факторы — это атмосфера и целевая аудитория: кто там обычно собирается.\"

Все процессы замыкаются на мне


— Сергей, скажите честно, чего ожидали от конкурса «Пальмовая ветвь»? Наверное, вряд ли такого результата?

- Я просто подал заявку, не рассчитывая ни на что. Потом позвонили, сообщили, что я попал в номинацию, — думаю: «Очень хорошо, это неплохой пиар» (улыбается). А результата я не то что не ожидал — просто не задумывался.

— Концепция ваша для нас новая, для России. В Европе-то это стандартная, нормальная концепция: шеф открывает собственный ресторан, где сам готовит, сам принимает гостей и так далее...

- Да, в Европе это абсолютно нормально.

— Как вам работается-то?

- Отлично (смеется)! Тяжело, но работается.

— Тяжело — в чем?

- Много процессов замыкается на мне. Кухня, общее руководство, бумажные дела... Сам — владелец, сам — генеральный директор, сам — шеф-повар, и все это по чуть-чуть, но накидывает забот на мои плечи.

— А делегирование?

- Оно потихоньку начинается. Мы работаем-то еще полгода — с февраля. А открывал вообще сам с тремя поварами и одним управляющим, он же — хостес и все остальное. Нас было всего десять человек, когда мы открывались.

— А сейчас сколько?
- Сейчас двадцать пять.

К нам гость приходит исключительно за едой


— Сергей, вот европейские повара-владельцы как живут: с утра встал, пошел на рынок, прикинул, что будет сегодня в меню. У нас-то это невозможно...

- Невозможно — это раз. Второе — наш гость все же примерно должен понимать, что он получит. У них такие рестораны — это норма. Вокруг каждого такого заведения есть публика, которая выказывает доверие тому или иному шефу. И, придя в ресторан, гости точно знают: что бы этот шеф ни сделал, это будет в их вкусе и им понравится. У нас пока к этому не приучены. Поэтому ходят на какие-то конкретные блюда, какую-то конкретную атмосферу, конкретную музыку и прочее.

— То есть там доверяют повару, а у нас...

- У нас доверяют ресторатору в целом. Потому что атмосфера, уют, подходящая публика, ценовая категория — все это создано ресторатором.

— Но ведь это зависит от кухни?..

- Не всегда! В большинстве случаев — нет.

— Условно говоря, на бургеры идет одна публика, а на блюда высокой кухни — другая...

- Скажем так, все сегменты ресторанов образуют вокруг себя публику по-разному. В заведениях премиум-класса сильна и важна личность владельца, интерьера и местонахождения. Кухня вторична. А вот в гастрономических ресторанах кухня, конечно, стоит на первом месте.

— У вас — гастрономический ресторан?

- У нас гастрономический. К нам публика ходит поесть, не обращая внимания на какие-то недостатки в интерьере и на то, что этот интерьер не особенно и богатый, потому что понимает, что шеф-повар на свои деньги не мог многое закупить. Мы вовсе не блещем дороговизной отделочных материалов.

— Сергей, эта мода на дороговизну и роскошь в ресторанах уходит, если уже не ушла...

- Да, но ведущие компании, создающие топовые рестораны, по-прежнему используют дорогие отделочные материалы. Потому что люди, которые ходят в их рестораны, ценят в первую очередь именно это — комфорт, свет, большое пространство и так далее. Приходя в дорогущих джинсах или платье и садясь в центре зала, такой гость ожидает, что все его увидят, — он показывает себя. А в гастрономическое заведение он приходит только за едой.

Сам охочусь и подаю в ресторане то, что добываю


— На еду вы и сделали ставку, правильно?

- Да, именно на еду. Потому что на то, чтобы создать что-то пафосное и дорогое, у меня не было средств. А главное — даже если бы я и сделал какой-то дорогущий-дорогущий интерьер, то в результате встал бы в один ряд со всеми заведениями премиум-класса. Только я не такая знаменитая личность, чтобы люди ходили именно ко мне. Мой круг общения, моя публика приемлет ту ценовую политику, которую я веду.

— А она у вас очень достойная! Ухитриться сделать средний чек в Москве в полторы тысячи рублей дорогого стоит...

- Да, вот в этом чеке я и держусь. И буду стараться держаться.

— Удержитесь, как думаете?

- Сейчас уже какая-то клиентура сложилась, конечно, мы имеем обратную связь, и я надеюсь удержаться в этом сегменте. Специально не завожу каких-то дорогих продуктов, дорогих блюд, чтобы держать свои полторы тысячи рублей среднего чека.

— А фермерские продукты, которые у вас есть, — они же в любом случае удорожают меню?

- Естественно, удорожают меню. Естественно, их трудно достать, с ними большие проблемы по стандартам, но на то и гастрономический ресторан, чтобы люди говорили, что сегодня повару утка удалась лучше, чем позавчера. Или: «Вчера тоже было неплохо, но сегодня она — шедевр!» В общем, разговоры должны вокруг этого строиться.

— А откуда у вас эти продукты?

- Фактически все подмосковные. Плюс — сам в Подмосковье охочусь и подаю в ресторане то, что добываю.

— А СЭС?..

- Если есть ветеринарное свидетельство, справка о законной добыче, то от СЭС никаких претензий. В охотхозяйстве ветеринарный контроль серьезный — из охотхозяйства не выпустят, если ты тушу не проверил. Потому что они тоже следят за состоянием лесов!

— И как часто вы ходите на охоту?

- Всегда! Вот в воскресенье прошлое ходил (смеется).

— То есть, несмотря на загрузку, выбираете-таки время...

- Я сам живу за городом, в 40 километрах от Москвы, и хожу там же, за городом — все успеваю!

Я должен уметь заменить на рабочем месте буквально каждого сотрудника. И если этого сотрудника нет — работать за него!



— Сергей, как вы решились-то на открытие собственного ресторана в центре Москвы?

- Решился, видимо, от незнания. Если бы знал, наверное, подумал бы еще трижды...

— Чего именно вы не знали, чего не предполагали?

- Такой бумажной волокиты. Трудностей и с руководящим персоналом, и с набором и обучением официантов. Контроль, учет — это все сложно давалось. Целых три месяца выстраивалось, и только сейчас близко к логическому завершению. Система строится очень тяжело.

— Но вы до этого работали шеф-поваром...

- Да, в спортивном парке «Волен».

— И там точно так же строили кухню.

- Да, но только залом и общим учетом занимались другие люди.

— Но вы же знали это.

- Я знал, но не углублялся. А сейчас мне пришлось все это взвалить на свои плечи и тянуть. И еще требовать что-то от людей! А когда ты требуешь, ты должен четко знать, что именно ты хочешь получить.

— Свою команду в ресторане строите как семью — один за всех, все выручают друг друга?

- Как семью, мне кажется, строить не совсем правильно. Потому что если в семье кто-то с чем-то не справляется, его не уволишь, другого не возьмешь. Нет, здесь — только профессиональные отношения. Хотя я стараюсь соотносить профессионализм с личностными качествами. Да в ресторанном бизнесе без определенных личностных качеств вообще сложно работать, потому что человек должен быть расположен к нему. Ресторан должен иметь лицо, а значит нужно, чтобы у всех сотрудников были живые лица и живая речь, а не компьютерные заставки с четкими выверенными фразами, как у роботов.

— Сергей, наверное, вы были строгим шеф-поваром?

- Строгим, жестким, справедливым (улыбается)! В подчинении у меня было очень много людей — в парке «Волен» порядка восьми точек общественного питания, безумная проходимость, — но здесь пришлось нарабатывать опыт общего руководства.

— Тем не менее — людей здесь у вас меньше и кажется, что управлять ими проще.

- На самом деле, прежде чем начать требовать что-то от людей, мне самому пришлось этому «чему-то» научиться, а потом уже предъявлять свои требования. Это не три килограмма пришло, три ушло. Закупить спички, зубочистки, свеклу, вино, пиво, сахар, соль, тарелки, бокалы, вилки, ложки — про салфетки забыл! А есть ведь еще лампочки, средства для уборки, униформа для поваров и официантов... Словом, нужно помнить обо всем и обо всех сразу.

— А готовить на кухне? Успеваете?

- Да, конечно! Ежедневно. А как же?

— Однако, Сергей, потихоньку все получается! Смелость, говорят, города берет...

- Вроде бы получается. Вот, меня журнал JQ вместе с Аркадием Новиковым номинировал на «Человека года». А насчет смелости... Не знаю, что это — безумство или смелость? Но люди за мной сейчас пойдут, я уже знаю поваров, планирующих самостоятельное открытие ресторанов, — я дал толчок.

— Словом, вошли в историю.

- Теперь бы в ней удержаться...

\"Повар, открывающий собственное заведение, должен понимать, что ему придется очень сложно. Прежде всего он должен будет очень четко вести бюджет: ему необходимо понимать, сколько он будет зарабатывать, и уже из этого нужно исходить в вопросе, сколько платить людям. Отталкиваясь от этого заработка, ты смотришь, сколько человек вообще можешь взять на работу и кого не можешь. А вот кого не можешь — значит, сам! Вот так.\"

\"Помещение у нас в долгосрочной аренде, до этого там был салон красоты, турфирма и прочие «мелочи». Много лет оно было раздроблено на маленькие комнатки, и его пришлось не просто ремонтировать, а полностью перепланировать. Перепланировали и отремонтировали всего за три месяца — старались все сделать как можно быстрее. Находится оно не на первой линии, а, так сказать, на полуторной, но все равно — это центр Москвы, аренда дорогая! Тем не менее, надеюсь года за два окупиться...\"
Другие статьи эксперта
Смотреть все

Свой ресторан «Честная кухня» я открыл год назад. При этом я — непрофессиональный ресторатор (потому что профессионал...

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх