Top.Mail.Ru

Ресторатору, как шахматисту, надо предугадывать реакцию инвестора на несколько ходов вперед

22 Августа 2012
Ресторатору, как шахматисту, надо предугадывать реакцию инвестора на несколько ходов вперед

Лучше уже на начальном этапе заключить письменную договоренность, но это не всегда возможно

Главное для этих людей – ресторатора и инвестора – договориться в самом начале отношений, причем сделать это предельно четко и ясно. Потому что потом, когда они вместе «уйдут в плавание», договариваться будет уже поздно и вряд ли возможно.

Обычно инвестор дает деньги и хочет, чтобы после некоего периода они вернулись к нему с каким-то процентом. Ресторатор просчитывает свое предприятие, удостоверяется, что исполнение этих требований вполне реально и берет на себя ответственность за реализацию проекта. Но в его требования к инвестору должны быть включены пункты, что тот может участвовать в проекте лишь контролируя процесс возврата инвестиций и как гость со стороны. Все требования инвестора высказываются в начале пути, и ресторатор оценивает, сможет он их выполнить или нет, обосновывая отказ.
Дальнейшие пожелания – «а давай-ка сделаем так!» и «я хотел бы видеть в меню это блюдо!» – должны восприниматься исключительно как пожелания обычного гостя и не могут рассматриваться руководством к действию.

Лучше всего уже на начальном этапе заключать с инвестором письменную договоренность, где прописывать все эти пункты досконально. Но я хочу заметить, что некоторым инвесторам – особенно частным и очень крупным, вращающимся где-нибудь в нефтегазовой отрасли, – напротив, будет обидно, когда им предлагают заключить договор: они увидят в этом момент недоверия.
Они привыкли решать дело быстро – ударили по рукам, работаем. Возможно, с ними надежнее договориться устно – опять же, заранее обговаривая все моменты. А есть инвесторы, работающие в инвестиционной компании, в фонде прямых инвестиций, которые все чаще и чаще приходят на ресторанный рынок. В этом случае, конечно, лучше предусмотреть все договорные обязательства.
Чтобы разобраться, как поступить в том или ином случае, ресторатор, я считаю, должен быть очень сильным психологом, разбирающимся в людях. Кроме того, несомненно, он должен владеть информацией о репутации того или иного инвестора – понимать, что у него за спиной, как до этого он реализовывал свои проекты, пусть даже не в ресторанном бизнесе.

Ясность в отношениях – прелюдия успеха

В любом случае, между инвестором и ресторатором существует контрольная точка – та концепция, которую ресторатор доносит и защищает перед инвестором. Это очень конкретная вещь: что за ресторан он планирует построить, в каком ценовом сегменте, с какой кухней, с каким шеф-поваром – словом, некая «начинка» проекта. И инвестор сразу должен сказать, что его устраивает, а что нет. Потому что не обговорили сразу шеф-повара – и ресторатор думал взять одного шефа, а инвестор уже пригласил своего протеже. Не проговорили конкретно ценовую планку – и ресторатор воспринимает фразу «средняя ценовая политика» как демократичную европейскую кухню, а инвестор видит американскую мраморную говядину. Это же, он рассуждает, не японское кобу-гю – вот, то мясо действительно дорого и премиум-класс! А американская «мраморка» – мы все ее знаем, она вполне доступна. И логика в этом рассуждении есть, только ресторатор ее не сразу увидел. Вот, уже и начались проблемы!

А когда все обговорено заранее и очень подробно, все со всем согласились, – это означает, что оба подписались под этим проектом. И уже вклиниться в момент процесса реализации будет сложнее. Поэтому ресторатору ни в коем случае нельзя чего-то недоговаривать в расчете, что «потом я незаметно это реализую»: одна только эта мысль уже является началом проблем. Детальное построение ресторана инвестору, может быть, и не нужно знать, но основные параметры – обязательно. И ясность здесь должна быть абсолютная.

Другое дело – иногда инвесторы не готовы слушать правду. Они привлекают ресторатора, рассказывая ему: «Проект открыли, но что-то не идет, что-то не складывается». Он начинает проводить аудит, исследование рынка и объясняет: «Выбрана неверная концепция, нужно менять то-то и то-то». А они смотрят обиженно и говорят: «Ну-у… Мы ожидали другого… Нет, менять мы не готовы». Тогда – зачем вам я? Поступайте как знаете.

Ресторатор, конечно, мог бы это предугадать и ввязаться в дело, пойдя у них на поводу. Но это была бы уже не очень хорошая игра с репутацией: если там действительно нужно все менять, то минимальные меры, которых ждут инвесторы, не помогут и заведение погибнет. Как и, соответственно, репутация. А если ресторатор просто набивает себе цену и, по сути, мошенничает, так как менять на самом деле нужно достаточно мало, то тогда пусть будет готов к тому, что инвестор потом начнет рассказывать: «Да, был тут у нас один… Хотел все менять. Но мы ему быстро мозги вправили!» Соответственно, и в этом случае репутация опять никакая.

Активное руководство владельца может потопить успешный проект

А репутация для ресторатора важна точно так же, как и для инвестора. Сегодня я наблюдаю тенденцию к специализации рынка. Те или иные люди специализируются не просто на ресторанном бизнесе, а не конкретных направлениях – на рыбных ресторанах, мясных, кофейнях и так далее. И инвестору важно понять, какая у человека специализация, что он делает лучше всего, в чем его сильная сторона. И когда он это выясняет, важно, чтобы он смог этому человеку доверять как профессионалу.

Иногда бывает так, что проект успешно открыт и работает, деньги инвестору поступают регулярно, но ему вдруг становится скучно. Он внезапно решает: я же владелец! Я тоже имею право руководить заведением! И начинает руководить.

Это худшее, что может случиться с успешным проектом. Потому что когда владелец начинает решать, сколько рулонов туалетной бумаги закупать на неделю, – теряются все. И в подавляющем большинстве случаев в этом отлаженном механизме под названием «успешный ресторан» начинают происходить сбои. Потому что ни один сотрудник в этом случае точно не понимает, что по-прежнему вправе решить он, а что теперь будет решать сам владелец лично. И чаще всего на откуп владельцу отдается все. И успешный ресторан идет ко дну.

Ничего не хочу сказать: да, инвестор является владельцем бизнеса. Да, он может заинтересоваться – а почему это ресторан так много денег тратит на покупку бумаги? Для ответа на этот, возможно, действительно важный для владельца вопрос у него есть ресторатор. Который обязан объяснить специфику покупки бумаги. Другое дело, до человека, у которого основным бизнесом является строительство или нефтегазовая промышленность, очень трудно донести, что в туалете заведения премиум-класса должен быть не воздухозаборник, а свежие полотенца. Именно потому, что это ресторан дорогого сегмента. А владелец оперирует цифрами: воздухозаборник обойдется дешевле, поставим – и забудем! Это, кстати, больше касается даже не ресторатора-нефтепромышленника, периодически бывающего в разных странах и ужинающего в ресторанах высокого уровня, а как раз инвесторов, действующих в рамках каких-то инвестиционных фондов: для них не важно, что за бизнес, для них определяющими являются цифры. Но и с ними надо разговаривать, и им можно объяснять!

А в целом, ресторатору надо оставить все эмоции, быть более прагматичным и, как шахматисту, предугадывать реакцию инвестора на несколько ходов вперед.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

По прогнозам экспертов, российский рынок питания вне дома будет продолжать расти в долгосрочной перспективе, так как ...

Другие статьи
Смотреть все

С 30 октября по 1 ноября в Екатеринбурге успешно прошли выставки InterFood Ural и FoodTech Ural, объединившие свыше 9...

В рамках Форума «Дни ритейла в Беломорье» (Архангельск, 21 -23 ноября) пройдёт экспертная сессия по теме ...

С 12 по 14 ноября 2024 года Санкт-Петербург стал центром пищевой индустрии, приняв одну из самых ожидаемых выставок г...

Шеф-повар в отеле Four Seasons Hotel Moscow
Шеф-повар ресторана Arabica
Шеф-повар
Шеф-повар в ресторане «КрабыКутабы»
Бренд-шеф сифудбара «Ракушка»
•⁠ ⁠Совладелец и генеральный управляющий апарт-отелей PAGE20 и ОКНО •⁠ ⁠Амбассадор Федерации Рестораторов и Отельеров России с 2020 года •⁠ ⁠Амбассадор клуба отельеров с 2024 года
Умер 13.11.2024 года. кулинар, ресторатор, ведущий кулинарного телешоу, редактор журнала «Афиша-Еда»,
Шеф-повар, Эксперт/консультант, Профильный специалист/руководитель
Профильный специалист/руководитель
Вверх