Top.Mail.Ru

Фестиваль ресторанных концепций отразил интерес рестораторов к локальным продуктам

21 Апреля 2015
Фестиваль ресторанных концепций отразил интерес рестораторов к локальным продуктам

Российский Фестиваль ресторанных концепций в этом году можно назвать прорывом: впервые за несколько лет здесь были представлены действительно интересные концепции, удовлетворяющие условиям премии «Пальмовая ветвь» — дата открытия (2014 год), креативность концепции и возможность её тиражирования, быстрая окупаемость проекта. В московском ICON Club, где проходил последний — решающий! — тур фестиваля, кипели жаркие споры — опять же, впервые за несколько лет, в течение которых победитель определялся сразу, поскольку конкурентов ему фактически не было. В этом году они были! Возможно, кризис активизировал умы и сердца российских рестораторов.

Локаворские заведения очень популярны в мире и сегодня набирают силу и в России. Термин locavore образовался из слова local (англ. «местный») и означает того, кто ест местную еду. Он появился в 2005 году, а уже в 2007-ом Oxford American Dictionary назвал его словом года — столь широко он распространился в англоязычном мире. Локаворский ресторан означает, что в нём подаются блюда, приготовленные из продуктов, которые привезены фермерами, проживающими и работающими в радиусе до 100–150 км от ресторана. Более того — это фермеры, которые уважительно относится к окружающей среде и не использует вредные для планеты технологии и вещества. В меню такого заведения придерживаются отечественных кулинарных традиций, при этом активно используя всё, что происходит в современной гастрономии, в том числе и новые кулинарные технологии.

Новая жизнь в России может начаться в деревне


Из первоначально объявленных 15 номинантов на конечном этапе было представлено 14: братья Березуцкие, Иван и Сергей, в последний момент сняли с уже финишной прямой свой TWINS — ресторан с авторскими «блюдами-обманками». По всей видимости, братья понимали, что как минимум одному конкурсному требованию — возможности тиражирования концепции — он не соответствует. И с этим нельзя не согласиться: невозможно тиражировать ресторан, настолько плотно «завязанный» на своих создателях, — точно так же, как невозможно ещё более тиражировать Ивана и Сергея. Но своей цели братья достигли: они представили замечательный TWINS широкой ресторанной общественности, застолбив тем самым себе место на кулинарном Олимпе.

Из остальных 14 заведений сразу же выделилось несколько, где используются фактически исключительно местные, более того — локальные продукты. И прежде всего это касается «Марка и Льва» — первого локаворского ресторана в России.

Пионером в области мирового локаворского движения стал шведский ресторан Faviken, возглавляемый всемирно известным сегодня шефом Магнусом Нильсоном. Ресторан находится в 600 км к северу от Стокгольма и пользуется только продуктами местных фермеров и собственными заготовками. При этом Faviken регулярно оказывается среди лучших заведений мира.

«Марк и Лев» расположен в самой что ни на есть российской глубинке — в деревне Митино Тульской области — и использует исключительно местные продукты, готовя из них блюда в том числе и в русской печи.

— Конечно, мы очень активно сотрудничаем с нашими фермерами, — рассказывает Ольга Стрижибикова, одна из создателей концепции. — Сейчас они уже привыкли работать с нами, сами к нам приезжают, спрашивают, что нужно ещё для нас посадить, что ещё вырастить. На данный момент мы испытываем некоторые сложности с мясом крупного рогатого скота, но с остальным справляемся очень успешно. Из продуктов, которые у нас не производятся, мы покупаем только чай, кофе и специи — остальное всё местное. Поэтому никакие продуктовые санкции нас никоим образом не коснулись.

В «Марке и Льве» представляется небольшое сезонное меню, которое регулярно обновляется в зависимости от доступности того или иного тульского фермерского продукта. При ресторане располагается собственный огород и круглогодичная отапливаемая теплица, где выращиваются зелень, салаты, корнеплоды, овощи. При этом огород создан на основе агрономических завещаний великого русского учёного и практика Андрея Тимофеевича Болотова, жившего в начале 19 века и работавшего в своём имении, расположенном в этих местах. Ресторан самостоятельно занимается заготовкой на зиму овощей, ягод, грибов и всего прочего, что можно заготовить. Здесь сами солят, маринуют, мочат и варят. Рядом находятся музеи Андрея Болотова и художника Василия Поленова. Музей Болотова на своей территории воссоздал огород, существовавший во времена самого учёного, и поставляет овощи для ресторана. В Поленово создана небольшая утиная и гусиная ферма — оттуда доставляется птица.

Конечно, для создания такого заведения, как «Марк и Лев», нужны энтузиасты. Но вот он, факт: есть они в России! В открытие ресторана на 50 посадочных мест общей площадью 165,5 кв. метров было вложено 10 млн рублей, при этом почти 6 из них — в оборудование и интерьер. Работает «Марк и Лев» с четверга по понедельник, средний чек составляет 1600 рублей. Однако выручка в месяц сегодня — 950 тысяч рублей (затраты на зарплату 11 человек местного персонала при этом — 450 тысяч, на продукты и напитки — 150 тысяч), и его основатели предполагают, что за три года их инвестиции окупятся.

— Новая жизнь в России может начаться в деревне, — подчёркивает, улыбаясь, Ольга Стрижибикова.

Необходимо популяризовать свои продукты


Местные продукты используют и другие заведения, представленные на конкурсе «Пальмовая ветвь».

— Открывая свой ресторан, мы делали ставку на дикое мясо, — рассказывает Ирина Журавлёва (ресторан Rock Garret, г. Братск Иркутской области). — А как ещё: под боком — тайга, где водятся изюбри, лоси, глухари, множество рыбы, растут ягоды. Местные фермеры выращивают для нас салаты и всю зелень. Наша «фишка» — гриль на углях из берёзовых дров, которые тоже заготавливаем сами; сами делаем буженину, паштеты, пельмени.

Столицам впору позавидовать: богата русская земля дарами, но логистика нам ещё неподвластна, и можно вырастить и добыть в регионах зверя и рыбу, а вот довезти это богатство до столичного заведения — проблема. И вправду — новая жизнь сегодня начинается в регионах.

Сергей Альшевский, шеф-повар Школы ресторанного мастерства Абрау-Дюрсо и представитель пяти ресторанов-курортов, выступал на Фестивале ресторанных концепций не в качестве номинанта премии, а в качестве популяризатора местных продуктов. Он так и сказал:

— Нам просто необходимо популяризировать свои продукты! Ведь на самом деле мы сами создали себе проблему. Задумайтесь: разве итальянцы озаботятся, если у них вдруг пропадёт из магазинов, к примеру, гречка? Или сало? Да они как работали, так и будут продолжать работать со своими продуктами. А у нас целая проблема возникла из-за этого!

Между тем, считает Сергей, нам вполне можно обойтись и местными продуктами. В своих ресторанах он использует черноморскую рыбу — кефаль, камбалу и другую, — уже выращиваемых местных устриц и мидий.

Ещё по коктейлю и — никуда не едем!


Среди номинантов премии «Пальмовая ветвь» было представлено и несколько алкогольных заведений.

— Сегодня в мире развивается очень интересная тенденция — гастрономия в еде и напитках, — говорит Александр Кан, совладелец московских заведений «Прожектор», Barbara Bar и «Time Out Бар», представлявший гастробар «Никуда не едем» (Москва).

Эту тенденцию Александр и развивает в своём новом заведении вместе с его вторым совладельцем Дмитрием Шуршаковым. Тандем сложился просто сильнейший: Александр — один из первых бар-менеджеров и миксологов России, автор многих коктейлей; Дмитрий — шеф-повар, гастрономический экспериментатор, популяризатор молекулярной кухни. Они поступили очень просто: решили вообще не вмешиваться в работу друг друга. И гастробар расцвёл!

Александр Кан, будучи сторонником кухонных технологий в приготовлении напитков, разделил свои коктейли на четыре вида: со свёклой, огурцом, морковью и болгарским перцем. Таким образом, они априори подходят фактически к любому блюду Дмитрия, чьё меню построено на исключительно российских продуктах и сочетаниях понятных ингредиентов.

Семейный винный бар по доступным ценам I like wine представил московский ресторатор Владимир Перельман. А петербуржец Александр Затуливетров — свой «Бутерbrodskybar». «Буфет-наливочная» — так определил формат заведения Александр. Может быть, может быть… Но зачем тогда кухня? На самом деле бутерброды, о которых думаешь, как только слышишь название, там тоже присутствуют (ключевое слово — «тоже»). На них и надо было, наверное, бить Александру в своей презентации заведения на «Пальме», а вовсе не на невнятную отправку к пессимистичному Петербургу и петербуржцам, которые ностальгируют сложно сказать (и даже спеть), о чём… Неудивительно, что голосующие не вдохновились и явно мало что поняли о заведении, куда все приходят, чтобы налить, выпить и затосковать.


«Сегодня в мире развивается очень интересная тенденция — гастрономия в еде и напитках, — говорит Александр Кан. — Я просто представил в меню свои коктейли в четырёх вариациях: со свёклой, огурцом, морковью и болгарским перцем».


В этом мире всегда где-то кто-то завтракает


Вот где тоски не было ни грамма, так это в московских заведениях национальных кухонь, также широко представленных на фестивале ресторанных концепций. Основатели известной московской сети кафе «Хачапури» Татьяна Мельникова и Анна Шпак презентовали новое кафе «Одесса-мама». Хатуна Колбая вместе с мужем Тенгизом, авторы и владельцы сети ресторанов грузинской кухни Saperavi Café и «Второе дыхание», — грузинскую закусочную «ВАЙ! МЭ!». Алёна Шварц, директор по маркетингу Maison Dellos — рестобар с новой нордической кухней «Оранж 3». Дмитрий Зотов и Сергей Крылов, ранее шеф-повар и шеф-сомелье в «Ресторанном Синдикате», а сейчас — совладельцы собственных заведений, представили пиццерию с бруклинской пиццей-паем Zotman Pizza pie. А адвокат, открывший популярные рестораны «Китайская грамота» и «Dr. Живаго» Александр Раппопорт — ресторан Cook,kareku под слоганом «Завтраки со всего мира 24 часа».

— Мы хотим показать, что грузинская кухня — это вовсе не обязательно длинное застолье, — говорит Хатуна Колбая. — Это и просто очень вкусная еда — еда долгожителей. Она здоровая и полезная, причём представленная так, как никто до этого не представлял — в современном формате по типу кафе на Манхэттене. Мы подаём грузинскую кухню в том формате, который нужен городскому жителю.

— Идея нашей пиццерии вынашивалась в течение трёх лет, — рассказывает Дмитрий Зотов о своём заведении. — В американском Бруклине работает множество маленьких, можно сказать, крафтовых пиццерий, которые открыли итальянцы-мигранты. Но их основной продукт — пицца — под влиянием окружающей действительности несколько видоизменился. Потому что американцы, видя начинку на тесте, говорят: «Это пироги». «Нет, пицца!» — спорят итальянцы. Отсюда и пошло название местного продукта — пицца-пай.

Свой продукт Дмитрий характеризует так же просто: пицца, куда кладутся любые ингредиенты, как в пироги. Так возникла, например, пицца с кебабом, с сулугуни и картофелем или, к примеру, спагетти с зобной железой (итальянское же заведение, как без спагетти, но — бруклинское, особенное).

Однако в отношении особенной концепции равной не было Cook'kareku.

— В этом мире всегда где-то кто-то завтракает! — объявил Александр Раппопорт, представляя своё заведение. — Концепцию завтраков мы положили на кончик часовой стрелки: у нас можно позавтракать по-японски (в час, когда это делают японцы в Японии), по-итальянски (вместе с итальянцами в Италии), по-магадански (когда завтракают в своём городе магаданцы), по-американски и так далее.

Одним словом, в этом ресторане круглосуточно готовят исключительно завтраки! Меню таким образом, как можно понять, меняется не четыре раза в год и даже не ежемесячно, а — ежечасно. Это по-настоящему весело! И ново, и интересно, и, что крайне важно для победы в конкурсе — тиражируемо.

Любой может почувствовать себя шоколатье!


В фестивале принял участие и ресторан «Поехали» Елены Чекаловой и Александра Орлова, определённый как семейный ресторан с кухней путешествий. Сложно что-то сказать про это заведение, кроме того, что представлял его муж Елены Леонид Парфёнов, а сама Елена «по образованию — филолог, по профессии — журналист» (цитата с сайта заведения). Правда, она умелая хозяйка на своей кухне, и Орлов объявил её капитаном и бренд-шефом нового заведения. Что означает… А что, собственно, это означает? Мне нравится слово «капитан» — это вполне значимо и понятно: Елена-капитан ведёт корабль-ресторан сквозь бури кризиса, волны санкций и прочее, прочее. А вот бренд-шеф — это, простите, должность. Подразумевающая наличие как минимум двух-трёх ресторанов. Может быть, у создателей и есть такие планы, а может быть, дополнение «и бренд-шеф» здесь ровно ничего не означает: общий курс, общее направление, не более того. А по-настоящему корабль будет вести нанятый шеф-повар. Может быть, может быть…

В целом-то задумка интересная, но профессиональный повар Сергей Ерошенко со своей «Честной кухней» несколько лет назад впечатлил много больше — у него хоть посыл прямой был: очень качественная ресторанная еда по вполне демократичной цене — это возможно. Что Сергей и доказывает, кстати, до сих пор. А про этот ресторан лучше поговорить через пару-тройку лет…

Вышло на фестиваль кафе авторской веганской кухни By Vegan Kitchen. Здесь всё честно, всё понятно: его создатели Екатерина Самошук и Евгений Васильев — разумеется, сами увлечённые веганы, но предлагают свою еду, конечно же, не только своим единомышленникам, но и всему честному народу.

Так же, как и Алла Комиссарова, представившая своё шоколадно-кондитерское ателье La Princesse Choco. «У нас любой может почувствовать себя шоколатье!» — восклицает Алла. И этот посыл симпатичен ещё и тем, что сама создательница является профессиональным шоколатье и, помимо всего прочего, продвигает, поднимает свою профессию, обучая её основам детей и взрослых.

Создательница шоколадно-кондитерское ателье La Princesse Choco Алла Комиссарова является профессиональным шоколатье и, помимо всего прочего, продвигает свою профессию, обучая её основам детей и взрослых.


Кто же на «Пальме»?


Как я уже отмечала, среди голосующих кипели жаркие споры — впервые за несколько лет! И это было отлично: мы выбирали победителя. Cо значительным отрывом в набранных голосах «Золотую ветвь» завоевал ресторан круглосуточных завтраков со всего мира Cook'kareku (авторы концепции — Александр Раппопорт и Алексей Берзин). Теперь это заведение будет представлять Россию в финале международной премии Palma awards Leaders Club International, которая пройдёт осенью этого года во Франции.

«Серебро» получил ресторан, где едят только то, что выросло поблизости — «Марк и Лев» из Тульской области (авторы концепции — Ольга Стрижибикова и Михаил Лукашонок). На «Бронзовую ветвь» претендовали сразу несколько заведений, и конкурентов опередил ресторан с кухней путешествий «Поехали» Елены Чекаловой. Все три призовые «Пальмовые ветви» вручали организатор фестиваля Вадим Зуйков, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Александр Иванов, исполнительный президент Leaders Club International Венсан Мура и другие.

Помимо основных призовых мест, организаторами в этом году были учреждены и специальные номинации. «За верность вкусу» вручили рестобару с новой нордической кухней «Оранж 3» и всему ресторанному дому Андрея Деллоса. Номинации «Тренд года» удостоился «Никуда не едем» — бар с новаторским меню от Дмитрия Шуршакова и авторскими коктейлями от Александра Кана. «Форматом года» стала грузинская закусочная «ВАЙ! МЭ!» Хатуны Колбая и Тенгиза Андрибавы. А звание лучшего ресторатора по праву заслужил Дмитрий Зотов — повар, который в прошлом году открыл аж три гастрономических заведения с различными оригинальными концепциями.

Поздравляем победителей и ждём осени — будем болеть за своих!

Столицам впору позавидовать: богата русская земля дарами, но логистика нам ещё неподвластна, и можно вырастить и добыть в регионах зверя и рыбу, а вот довезти это богатство до столичного заведения — проблема.
«Задумайтесь: разве итальянцы озаботятся, если у них вдруг пропадёт из магазинов, к примеру, гречка? Или сало? Да они как работали, так и будут продолжать работать со своими продуктами. А у нас целая проблема возникла из-за этого!» (Сергей Альшевский, шеф-повар)

«Мы хотим показать, что грузинская кухня — это вовсе не обязательно длинное застолье, — говорит Хатуна Колбая. — Мы подаём её в современном формате — таком, который нужен городскому жителю».

«В этом мире всегда где-то кто-то завтракает! — объявил Александр Раппопорт, представляя своё заведение. — Концепцию завтраков мы положили на кончик часовой стрелки».
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх