• Мы:

Автоматизация для будущей сети

Зачастую, открывая свое первое заведение, ресторатор подразумевает в дальнейшем возможность развития сети под единым брэндом. Как подойти к автоматизации процесса работы первого ресторана или кафе, чтобы автоматизация последующих заведений сети производилась максимально быстро и с минимальными финансовыми вложениями, рассказывают специалисты.

Вопрос автоматизации сетевых ресторанов стоит более остро, чем автоматизация отдельных точек питания. Несомненно, сетевой проект по своей функциональности и сложности превосходит стандартные решения для отдельного предприятия. Самые значительные трудности возникают при открытии первого заведения будущей сети ресторанов.

- Если небольшой, независимый ресторанчик без современной автоматизации еще может сохранять относительную эффективность работы, то при работе сети ресторанов и отсутствии автоматизации качество управления резко снижается, - рассказывает Владимир Двухименный, генеральный директор фирмы ЗАО \"ИСТ КОНСЕПТ\". - Как правило, работа под единым брэндом предполагает поддержание единых стандартов. Например, наличие единого прейскуранта, счета выдаваемого клиенту, единой системы дисконта, стандартной рецептуры, определенных правил учета и отчетности. Без автоматизированной системы поддерживать подобные стандарты весьма проблематично. Как правило, при функционировании сети ресторанов, кафе и баров производство и работа с клиентом осуществляются непосредственно на точке реализации. В то же время вопросы планирования, учета и отчетности решаются уже в центральном офисе, также из него может осуществляться оперативный контроль над деятельностью ресторанов, входящих в сеть. Чаще всего для этого используют соответствующие технические и программные средства.

- При открытии первого объекта у собственника обычно стоит выбор между различными системами автоматизации: клиент сравнивает программные продукты, возможности и предложения компаний. После того как выбор сделан и запущен первый объект, проблема выбора ПО для автоматизации последующих объектов, как правило, уже не стоит: чаще всего клиент заключает договор на автоматизацию с той компанией, с которой уже работает. Это очень удобно, так как персонал ресторана уже знаком с имеющейся системой автоматизации и нет необходимости нести расходы на дополнительное обучение сотрудников, - поясняет Александр Шуников, директор департамента продаж компании \"Тензор\". - Одним из преимуществ качественного программного обеспечения для автоматизации ресторанов является легкая масштабируемость системы. Например, автоматизировав один объект с использованием какого либо программного продукта из линейки наших товаров, впоследствии можно достаточно легко расширить систему. Кроме того, в случае если при автоматизации первого объекта производится установка удаленного офиса (офис, в котором находится руководство компании), последующее увеличении контролируемых объектов практически не составляет никакого труда. Синхронизация данных между удаленным офисом и рестораном в режиме off-line происходит при помощи выгрузок необходимой информации. Обмен выгруженными данными происходит через Интернет, соответственно, удаленность объектов друг от друга не имеет никакого значения.

Становится понятно, что значительных отличий в оборудовании для автоматизации сетевого и независимого ресторанов, в общем-то, нет. Поэтому, если развитие сети еще под вопросом или планируется через какое-то продолжительное время, то больших трудностей с автоматизацией быть не должно. Никаких дополнительных инвестиций на будущее при запуске первого объекта не требуется, система легко масштабируется. Единственное, что необходимо учесть, - нужен качественный канал связи с Интернетом, но с этим, как правило, больших сложностей не возникает. Поэтому, открывая свой первый ресторан, нужно предусмотреть будущую возможность выхода в глобальную сеть.

- Некоторые технические особенности возникают при организации второго объекта, при этом не важно, будет это удаленный офис или еще один ресторан, поскольку именно в этот момент работа компании переводится на сетевые рельсы. Дальнейшее увеличение количества автоматизированных объектов с точки зрения сетевой работы уже не принципиально, - продолжает Александр Шуников. – Если брать оборудование, никаких специально выделенных серверов за большие деньги для организации сетевой работы не нужно. Достаточно иметь стабильно работающий FTP- сервер, при этом мы рекомендуем своим клиентам не заниматься организацией своего собственного FTP-сервера, гораздо надежнее арендовать ресурсы внешнего сервера. Сегодня практически все провайдеры интернет-услуг предоставляют в аренду за символическую плату FTP-сервера».

- Все остальное оборудование такое же, как и в обычном ресторане. Это кассовые системы, как правило, с использованием фискальных регистраторов, а также стандартные компьютеры (рабочие станции, сервера). Может применяться специальное оборудование: считыватель для кредитных, дисконтных карт; сенсорные терминалы, весы и другое, - объясняет Владимир Двухименный. - В качестве примера можно привести комплексную автоматизацию фирмы «АмРест», которая включает в себя около семи десятков ресторанов в разных городах страны. Все они работают по единым стандартам и управляются из центрального офиса в Петербурге. В единую глобальную сеть объединено более четырехсот рабочих мест, включая автоматизированные точки продажи. В качестве автоматизированной системы управления для «АмРест» в России используется комплекс задач «Русский Ресторан» входящий в Корпоративную Информационную Систему «Intellect Style». Это современная разработка, построенная на последних достижениях в области информационных технологий.

Система построена таким образом, что в случае потери связи с центральным офисом каждый ресторан может функционировать независимо, и после восстановления связи вся накопленная за время работы информация будет передана в центральный офис. Кроме того, ситуации разрыва связи бывают чрезвычайно редки, и в случае их возникновения быстро устраняются. В целом же настоящая система позволяет эффективно управлять десятками ресторанов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, осуществлять стратегическое и оперативное управление сетью.

- Опыт внедрения систем автоматизации позволил сформировать некий стандартный набор необходимого функционала, однако в ряде случаев клиент приходит со своими идеями и видением вопроса, - комментирует Александр Шуников. - Система автоматизации построена так, что сразу после того, как бармен продает, скажем, 50 граммов виски, продукт автоматически списывается, формируются бухгалтерские проводки и производится начисление зарплаты бармену за конкретную продажу. При этом ресторан может находиться в Ярославле, бухгалтер – в Москве, а руководитель компании - на Фиджи. Каждый из участников процесса практически в любой момент времени может получить интересующую его информацию из единого информационного пространства. Информация, которую можно получить, будет иметь необходимую детализацию в зависимости от роли участника. Так, администратор ресторана будет знать остатки по складу в зависимости от сорта и марки алкоголя, бухгалтер получит данные, необходимые для плана счетов, руководитель увидит консолидированную управленческую информацию по всей сети или по каждому заведению в отдельности.

В заключение хотелось бы отметить, что при выборе того или иного технического решения для автоматизации предприятия питания необходимо прежде всего обращать внимание на его функциональность, удобство и надежность в эксплуатации, а также на соответствие ценовых характеристик возможностям приобретаемой системы.

Другие статьи
Смотреть все

Статья из дайджеста публикаций в журнале «РесторановедЪ». Не случайно название басни Ивана Андреевича Крылова обыгран...

Некоторые повара говорят, что не работают, а занимаются любимым делом. Большинство же жалуется, что у них всё плохо: ...

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

Профессиональный фарфор для ресторанов
Профессиональное тепловое оборудование для ресторанов, кафе, баров. Конвектоматы, грили, пароварки, тепловые витр...
Технологическое оборудование для ресторанов
Шеф-повар, Ресторатор
Предприниматель, первый вице-президент группы компаний Crocus Group
Ресторатор, владелец и создатель объединенной компании «Рестораны Раппопорта».
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх