• Мы:

Тактика выживания Анастасии Татуловой

29 Апреля 2020
Тактика выживания Анастасии Татуловой

Анастасия Татулова – владелица сети семейных кафе «АндерСон», в интервью Forbes рассказала, как переживает кризис ее компания и  поделилась советами, как во время кризиса не поддаваться панике и продолжать бороться за свой бизнес.

Как известно, месяц карантина поставил тысячи небольших компаний в России на грань выживания. Особенно это коснулось сферы общественного питания и гостеприимства, которые первые ощутили грядущий кризис.

До пандемии сеть кафе «АндерСон» насчитывала 50 собственных и франчайзинговых точек. Совокупная выручка сети в 2018 году оценивалась в 2 млрд рублей. Анаставия Татулова признается, что прошла через войну с рейдерами и Роспотребнадзором, а сегодня, как и тысячи других российских предпринимателей, переживает серьезные потери из-за последствий пандемии.

Сбросить балласт

По словам предпринимателя, кризис стал лакмусом и проверкой во всех отношениях: как в личных, так и деловых. На примере своей компании, Анастасия Татулова говорит: «Сейчас выявляется все, что внутри было не так. Начинаешь думать, может, оно и хорошо, что это все смыло. Сам бы так не развалил. Жалко было бы».

Она предлагает посмотреть на сложившуюся ситуацию, как на возможность избавиться от балласта, накопленного за многие годы, а именно:

  • неэффективные процессы;
  • плохая производительность;
  • отсутствие скорости; 
  • подмена профессионализма лояльностью.

Обнулиться до состояния стартапа

Самое первое, что предлагает Анастасия Татулова, чтобы удержаться на плаву – искать любые возможности для заработка в том, что вы умеете. «Почувствуйте легкость стартапа. Вам снова на десять лет меньше. Драйв, кайф, результативность, скорость. Искать прорывные идеи, пробовать разное на коленках и быстро. Не пошло – выкинули и пошли дальше».

По словам Анастасии Татуловой, возвращаясь в стадию стартапа, многие вещи кажутся проще. А когда снова начинаешь работать руками, находятся неочевидные решения, куда более эффективные. «АндерСон» сейчас титаническими усилиями 24\7 вышел на оборот в 16% от своей месячной выручки. Кто бы мне сказал пару месяцев назад, что это будет повод для радости! Но для стартапа, я считаю, это неплохо», – говорит предприниматель.  

Сформировать тактику выживания

Также, на своем примере, Анастасия Татулова советует сформировать свою тактику выживания.

1. Выключить страх. Все уже случилось. Теперь начался новый этап жизни. Страх – это нормально, но сейчас он плохой советчик при принятии решений. Если по-прежнему страшно – решения принимать нельзя.

2. Зафиксировать позицию и пересобраться. Не надеяться на то, что все закончится и будет как прежде. Сейчас уже я не думаю, что делать с тем, что развалилось – это бессмысленно. Все, что вам не нравилось в вашем деле, сдохло само, теперь можно не строить такое же. Сейчас время отодвинуть обломки и на пустом месте строить новое. 

3. Выключить эмпатию.

4. Все решения сейчас будут непопулярными, надо смириться с этим и принимать их.

5. Не надеяться на команду. Увы. В такие моменты страха люди ведут себя по-разному. Часто потом так, что стыдно всем, кто это видел.

6. Никого не держать. Оставить только тех, кто принял сам решение двигаться вместе с вами дальше.

7. В выборе между лояльностью и результативностью людей рядом с вами – не выбирать. Если нет хотя бы одного из двух качеств – расставаться. 

8. Не отворачиваться от реальности и просчитать только пессимистичные сценарии. Пересчитать финмодель бизнеса при кратном падении продаж. Мы, к примеру, при расчетах закладываем открытие не раньше июля и до конца года считаем выход на среднемесячную выручку, равную 60% от того, что было до кризиса.

Забыть о страхе и эмпатии

В отношениях с сотрудниками Анастасия Татулова советует расстаться как можно быстрее с теми, кто не приносит результата.

«Отдельная проблема с сотрудниками, которые результативны в мирное время, но в стрессе вообще не в состоянии работать. Они оцепенели и ждут, когда «Титаник» уйдет на дно. Их – отправить домой в отпуск за свой счет до лучших времен, если сотрудник ценный. Если нет – смотрим пункт выше», – говорит предприниматель.  

Так же без эмпатии и эмоций Анастасия Татулова предлагает принимать решение по подразделениям (магазинам, ресторанам). «Тем, у кого офлайн, нужно насовсем закрыть все, что по расчетам не принесет денег. У меня есть несколько любимых кафе, но я закрою все, что не имеет шанса встать на ноги до марта 2021 года».

Не бегать от долгов и договариваться со всеми

1. Проработать вопросы банкротства и ликвидации детально, привлечь грамотных юристов. Вытащить из банка личное имущество, если оно использовалось как залоги — в такой ситуации сейчас многие малые предприниматели, которые развивались на свои.

2. Каждый день сводить бюджет, каждый день мониторить долг. Ежедневно следить за положительным cashflow (денежным потоком, потоком платежей)

3. Разговаривать с тем, кому вы должны. Брать трубки. Звонить самому. Снижать сумму долга, обсуждать длинную рассрочку.

4. Урезать все затраты, которые не ведут к прибыли. Фиксированные затраты перевести по-максимуму в переменные. Изменить системы мотивации – привязать все к прибыли. Это очень сложно в офлайне, и возможно, это приведет вас к тому, что модель вообще не летает. И это тоже нормально. 

Вести диалог с арендодателем

Анастасия Татулова предупреждает, что, скорее всего, владелец помещения не захочет погружаться в ваши проблемы, но советует обязательно вести диалог с арендодателем. «Мы, например, не сможем платить больше, чем 10% от оборота. Оборот пока неизвестен. Это сложно для всех, но надо искать, как договориться, иначе не выживем ни мы, ни они».

Если же ситуация складывается так, что нет никаких вариантов договориться, предприниматель советует уезжать, как можно быстрее, чтобы не копить долг.

Она добавила, что краткосрочные договоренности на месяц-два не сработают, экономику бизнеса надо считать на год вперед. Соглашаться на «давайте обсуждать ставку каждый месяц» нельзя. Нужно сразу и надолго постараться замкнуть ее на обороте.

Все сами

Анастасия Татулова предостерегает от платных консультантов. «Во-первых, нет денег, во-вторых, никто не знает, как надо, тем более люди, у которых нет своего бизнеса, а чаще всего и не было. Ни из Хайфы, ни из России, ни из Америки. Того, кто продает вам за 999 000  рецепт «как выйти из кризиса и заработать» –  шлите. Выживете – сами расскажете».

Смеяться раз в день

Анастасия Татулова уверена, что необходимо смеяться раз в день, «как по рецепту пить лекарство». Необходимо искать любые поводы и смеяться: мемы, рекомендации Роспотребнадзора, комедии…

А еще предприниматель советует просто быть человеком. Не делать того, за что в мирное время будет стыдно. Помогать и просить открыто помощи. Принимать ее с благодарностью. Запускать круговорот добра в городе.

Другие статьи эксперта
Смотреть все

12 мая 2020 года Анастасия Татулова обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину.

История Анастасии — это история предсказуемого, но при этом парадоксальным образом неожиданного успеха. Открыв три с ...

Компания АЛИДИ Проф Поставщик продуктов питания в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Великом Новгороде и ...
Группа компаний "ФлэймСтоп"  является производителем  и  поставщиком оборудования и &nbs...
Компания Ecolab предоставляет профессиональные продукты и программы уборки для обеспечения чистоты, безопасности ...
Шеф-повар, Ресторатор
Предприниматель, первый вице-президент группы компаний Crocus Group
Ресторатор, владелец и создатель объединенной компании «Рестораны Раппопорта».
темы публикаций
Практика ресторанного бизнеса
Рецепты, мастер-классы
Публикации компаний
Вверх