Top.Mail.Ru

Бизнес по любви: ресторан Solnce Татьяны Смоляк и Игоря Савельева

14 Февраля 2019
Бизнес по любви: ресторан Solnce Татьяны Смоляк и Игоря Савельева

Продолжаем наш проект, рассказывающий о том, как ведут совместный бизнес семейные и влюблённые пары.

Петербургский ресторан Solnce («Солнце») на проспекте Добролюбова, д. 7/2, супруги Татьяна Смоляк и Игорь Савельев приобрели четыре года назад. Изначально этот проект воспринимался исключительно как инвестиционный.

Здесь работали наёмный управляющий и бренд-шеф, который периодически появлялся и ставил новые блюда. Вникать в ресторанное дело лично возможности не было. Она — на высокой должности в компании, снабжающей город овощами и фруктами; у него — крупное предприятие.

— И в этот момент мою должность переводят в Москву. Встаёт выбор: переезжать или оставаться. И если оставаться, то искать новую работу, — вспоминает Татьяна. — А когда у тебя достаточно высокая должность, найти равноценную замену совсем непросто!

Однако подбор вариантов продолжения карьеры начался. В этот период муж попросил проанализировать экономическую модель ресторана, чтобы понять, каково состояние бизнеса.

— Подбили аналитику и поняли, что придется брать всё в свои руки! — они смеются.

Так Татьяна нашла новую работу. А как выяснилось позже — призвание. Сегодня она уверенно чувствует себя в роли управляющего учредителя ресторана. Но путь к успеху оказался тернистым, и научиться пришлось многому!

— Это совершенно другой мир, бизнес! — рассказывает Татьяна. — Конечно, представление и о маркетинге, и о способах продвижения у меня было. Но продуктовый ритейл — одна история, а ресторан — совсем другая.

Но тяжелее всего оказалось преодолеть человеческий фактор: набрать достойный персонал и составить команду.

— До «Солнца» у меня в подчинении были менеджеры — грамотные, профессиональные, замотивированные работники, — рассказывает Татьяна. — Они прекрасно понимали, что нужно делать. Тебе оставалось правильно расставлять приоритеты, строго определять задачи, задавая направление движения, а потом контролировать выполнение. Персонал ресторана оказался почти полной противоположностью. Пришлось с каждым найти общий язык, вникнуть в его проблемы, кого-то поддержать, кого-то приструнить, — словом, стать «матерью и нянькой».

— Хозяйкой!

— Хозяйкой, да.  На следующем этапе стало понятно, что невозможно строить работу вокруг приходящего бренд-шефа, работающего фриланс и просто ставящего блюда, оставляя дальнейшую работу на поваров.

Если строить ресторан в полном смысле этого слова — а другие варианты Татьяна и Игорь не рассматривали, — важно делать ставку на постоянного шеф-повара. Шеф-повара, который бы давал творческий и организаторский импульс!

— Мы долго думали, что первично в этом бизнесе: имя шеф-повара или просто качественная еда и сарафанное радио, — говорит Татьяна. — И поняли, что сарафанное радио не работает с должной эффективностью. Просто еда, пусть даже она качественная и вкусная, становится гостю неинтересна. Поесть, условно говоря, салат «Цезарь» и пасту «Карбонара» можно и дома — ничего особенного в этом нет. А вот предложить гостю то, за чем он придёт снова, — это действительно задача для ресторатора.

« Мы долго думали, что первично в этом бизнесе: имя шеф-повара или просто качественная еда и сарафанное радио. И поняли, что сарафанное радио не работает с должной эффективностью. Просто еда, пусть даже она качественная и вкусная, становится гостю неинтересна. Поесть, условно говоря, салат «Цезарь» и пасту «Карбонара» можно и дома — ничего особенного в этом нет. А вот предложить гостю то, за чем он придёт снова, — это действительно задача для ресторатора».

Да, хотя ресторан находится в относительном центре города — на Петроградской стороне, ближе к Петропавловской крепости, — вокруг него преимущественно офисы, а офисные сотрудники редко ужинают там же, где обедают. Локация достаточно сложная.

Денис Назаров влился в команду быстро и легко. Молодой, амбициозный, хорошо себя зарекомендовавший шеф-повар: настоящий профессионал.

Денис обозначил два решения: предлагать гостям тот же популярный «микс кухонь мира», осовременив и освежив его, или сделать ставку на моностиль — блюда северной кухни, предложив гостям уникальный продукт.

— Мы с Игорем всегда были открыты новому, наш деловой подход отличался бескомпромиссностью, — объясняет Татьяна. — Поэтому пришли к выводу, что полумерами не обойтись: если уж меняться, то кардинально! И, конечно, идти на риск.

Опасений было много. Стало ясно, что оттока гостей в первый период не избежать.

Денис предложил своё видение курни норд. В духе сенсорной кухни он обыграл традиции Карелии, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. Каждое блюдо было авторским не только по вкусовым сочетаниям, но и плане подачи.

Оставалось как можно активнее работать с гостями.

— У нас, например, были гости, которые ходили на фирменные сырники, — вспоминает Татьяна. — Официант рассказал им, что в прошлой версии их больше нет, но предложил попробовать новое прочтение классического блюда. Мы услышали множество комплиментов: очень важно, что они оценили наши усилия и восприняли перемены благосклонно. Здорово видеть их среди новых лиц!

Потери гостей оказались минимальными. Татьяна и Игорь решили подавать блюда ресторана высокой кухни, оставаясь в рамках ценовой политики кафе. Хотелось привлечь к экспериментальной гастрономии как можно больше единомышленников. Среди них оказались и состоятельные, и привыкшие экономить гости. Никакого разделения нет: Татьяна и Игорь не воспринимают гостей как клиентов — для них это именно единомышленники, приятели и друзья.

— У нас только на обеденных сетах за последний год в два с половиной раза выросла выручка! Каждый будний день выдаём специальное меню, блюда в котором в течение месяца ни разу не повторяются. В основе — концепция путешествий по городам мира. Гости могут совершать тур по Старому и Новому Свету прямо за столиком, — говорит Татьяна. — При этом во время обедов стало гораздо больше заказов по a la carte. Появились поклонники стиля норд. Строго говоря, он очень близок Петербургу: всё-таки мы — северные люди.

Если раньше ресторан хорошо себя чувствовал только летом, а зимой по выручке «проваливался», то сейчас удалось стабилизировать бизнес. В «Солнце» стали ездить из других районов города.

— Мы просто любим свой ресторан и гордимся своим делом, болеем за него, — говорят супруги. — Это и работа, и зона отдыха. Постоянно поддерживаем контакт с залом: нам приятно открывать что-то новое и становиться каждый день хотя бы чуточку лучше, чему-то учиться. Ресторанный бизнес — он про постоянное движение.

Подготовила Светлана Куликова.

Фотографии предоставлены pr-службой ресторана.

Наша справка

Ресторан Solnce («Солнце»)

Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 7/2.
Открытие: 2012 год.
Взят в управление: 2014 год.
Владельцы: Татьяна Смоляк и Игорь Савельев.
Шеф-повар: Денис Назаров.
Количество посадочных мест: 50.
Средний чек: 800–1000 рублей.
 
Другие статьи
Смотреть все

До главного кофейно-чайного события года остается совсем немного времени. Кофейно-чайная выставка и конференция Coffe...

Более 100 конкурсантов из 30 городов России примут участие в XIX ежегодном Российском конкурсе сомелье и представят с...

Начинаем проект, рассказывающий о подготовке и проведении фестиваля французской гастрономической кухни «Вкус Фр...

Директор по франчайзингу бренда «Клёво» Novikov Group
Директор по франчайзингу бренда «5642 Высота» by Novikov Group
ведущий менеджер клиентского сервиса ВкусВилл Бизнес
Профильный специалист/руководитель
Эксперт/консультант
шеф-повар, основательница ресторанов «Бейт Марьям» и «Суфрет Марьям» в Дубае
шеф-повар ресторана Gerbou, Дубай
Ресторатор и серийный предприниматель, владелец сети баров GASK Bro Group и ресторанов Gasparov Life
Экс-гендиректор сети стритфуд-кафе «Шаурму Х@чу»
Вверх