Top.Mail.Ru

Бизнес с доставкой в регионы

23 Сентября 2011
Бизнес с доставкой в регионы

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн. франчайзи; объем продаж сетей составляет почти 1,5 трлн. долларов, занятость – около 12 млн. человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП. Некоторые крупные фирмы-франчайзеры имеют по тысяче и более партнеров-франчайзи. Мировым лидером в развитии франчайзинга являются США: к началу нынешнего столетия у них уже было около 2400 франчайзеров. Согласно данным ТПП США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою деятельность в тот же период.

Способ выйти в регионы


Сфера общественного питания составляет около 16% от общего количества действующих франчайзеров в мире, будучи позади сферы розничной торговли («захватившей» 57%) и сферы услуг (25%). Однако на российском рынке доли предприятий, развивающихся по франчайзингу, распределены несколько иначе – об этом говорилось на бизнес-форуме «Восемь актуальных тем ресторанного бизнеса», прошедшем в Москве этой весной. Интерес к этому способу ведения бизнеса сегодня крайне велик, и доля предприятий общественного питания, открытых по франчайзингу, у нас составляет 22%, на 4% опережая долю предприятий бытового обслуживания (розничная торговля занимает 45%).

Более того – франчайзинг и попал в Россию впервые именно в секторе общественного питания: когда в 1993 году владелец небольшого заведения на Проспекте Мира в Москве приобрел за 10 тысяч долларов франшизу известного кафе-мороженого «Баскин Роббинс» (Buskin Robbins). Вторым франшизным брендом стала сеть закусочных «Русское бистро». Одним из таких же первопроходцев франчайзинговых отношений в России является Мераб Елашвили, с 1997 года развивающий итальянскую сеть «Сбарро» (Sbarro).

Франчайзеры рассказывают, что это для них хороший способ войти в новые регионы с минимальными вложениями: действительно, этот путь позволяет компании-франчайзеру расширить свой бизнес путем привлечения к нему других фирм и предпринимателей – франчайзи. Они за определенную в договоре плату используют в деятельности фирменное наименование, товарный знак, коммерческую информацию и прочее, принадлежащие франчайзеру. При таком виде взаимоотношений франчайзеру не нужно открывать филиалы, а значит – расходовать значительные суммы и расширять штат сотрудников.

Франчайзи же может начать свою деятельность, используя торговую марку уже известной на рынке компании, тем самым снизив затраты по выходу на рынок.
Сегодня действительно немалое количество российских торговых марок принадлежит компаниям, работающим по франчайзингу. Это, к примеру, «Елки-палки», «Русское бистро», «Якитория», кофейня «Шоколадница» и прочие компании. Компания «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», президентом которой является Мераб Елашвили, развивает сегодня собственную франчайзинговую сеть «Восточный базар».

При этом нужно учесть, что 72% франчайзинговых предприятий находится в Москве, 13% - в Петербурге, 15% - в регионах. И в последние годы отмечается более активное развитие франчайзинга именно в регионах.
Особенности национальной покупки франшизы

Особенности национальной покупки франшизы


О покупке франшизы задумываются люди, решающие перепрофилировать бизнес, или стремящиеся открыть заведение, чтобы «было где посидеть с партнерами», или просто задумавшиеся о своем деле, но не знающие, с какого конца подступиться, а тут вроде бы все уже готово. Одним из самых «лакомых» для потенциальных франчайзи брендов, по подсчетам специалистов, является «Макдоналдс» - именно о нем прежде всего заходит речь у тех, кто начинает спрашивать у консалтеров или на специальных биржах, какую франшизу им выбрать. Но «Макдоналдс» не продает франшизу на территории России: все рестораны «Макдоналдс» в России принадлежат компании.

- У нас нет пока франчайзинговых проектов, но другие формы работы в ближайшие годы планируются, - уточнил Хамзат Хасбулатов, президент «Макдоналдс» в России и Восточной Европе, в интервью Sales Business. – Возможно, это будет франчайзи, а может, что-то еще. В восьми странах, которые находятся в моем ведении – Болгарии, Македонии, Молдавии, Азербайджане, Грузии, Эстонии, Латвии и Литве, – владельцы ресторанов получили development license (лицензию на развитие). Так что опыт есть, и успешный. Его можно адаптировать и к российским условиям. Наши юристы сейчас занимаются рассмотрением всех вопросов, связанных с реализацией подобного проекта. Российские рестораны считаются очень доходными в общей системе «Макдоналдс», так что нет причин, которые заставили бы нас продавать рестораны франчайзи. Однако 80 процентов точек в мире в корпорации работают по франшизе. Свой опыт мы применим и здесь, как только будем готовы.

«Макдоналдс» не одинок в нежелании продавать франшизу – есть примеры и других крупных сетей, которые ее принципиально не продают, - например, «Кофе Хауз» или сети столовых «РесторанчикЪ. Настоящее мясо» и «РесторанчикЪ. Настоящая рыба» ГК Management Development Group Inc., развиваемые Дмитрием Потапенко в восьми округах.

- Ко мне выходили с предложением купить франшизу – ко мне вообще предприниматели регулярно обращаются с этой идеей, - говорит Потапенко. – Но основная-то проблема в том, что при покупке франшизы нужно соблюдать бизнес-процессы, а этого никто делать не хочет. Потому что изначальная задача франчайзи – «кинуть» франчайзера.

Птица вольная летает самостоятельно


Надо отметить, что с франчайзерами тоже не все так просто. Кто-то из них обещает постоянное обучение – а потом оказывается, что дается лишь начальная установка, а все что сверху может пойти только за дополнительную плату; кто-то на ходу меняет правила игры; а кто-то поступает еще более хитро. Это особенно касается начинающих компаний-франчайзеров. Они часто поступают так: стремясь «раскрутить» свой бренд, который пока мало известен на рынке, продают франшизу всем, кто захочет ее купить. И почти ничего не спрашивают с франчайзи! Которые понемногу расслабляются. Но бренд примелькался, стал узнаваем, и вот тогда-то начинается «закручивание гаек» и жесткий контроль с постепенным отсевом слишком вольных франчайзи. В данном случае и сказать ничего нельзя: действительно, франчайзи не должны отступать от стандартов, заданных франчайзерами, и виноваты. Но ведь они долгое время были пущены на самотек! И, собственно, выживали как могли.

И в этом самая главная сложность: человек, купивший франшизу, особенно новичок в ресторанном бизнесе (а таких большинство), постепенно поневоле прикипает душой к своему заведению и начинает ощущать себя творцом. А он не творец!

- Купить франшизу? Никогда! – отвечает ресторатор Сергей Малаховский, развивающий петербургскую сеть кафе «Диван». – Я птица вольная! А там правила – одни на всех, на любого и каждого. А они их еще и поменять могут. Одна известная сеть, развивающая свой бизнес именно по франчайзингу, недавно поменяла условия открытия своих ресторанов, включив в правила невозможность открытия двух заведений на расстоянии менее двух километров. И вот представьте: я покупаю у них франшизу, работаю, у меня все получается и я хочу открыть второй ресторан на другой стороне проспекта. Гостевые потоки разные, они не пересекаются, у меня есть помещение и я знаю, что все получится, а мне говорят: «Нет, нельзя – у нас правила!» Или я хочу ввести новое классное блюдо, но – опять «нельзя, у нас стандарт»! Нет, я к такому не готов! Уж как-нибудь сам…

Итак…


На одной стороне – как правило, действительно отлаженный и просчитанный бизнес, позволяющий франчайзеру «завоевать» регионы, а франчайзи – утвердиться на рынке. На другой – желание франчайзи самореализовываться и невозможность исполнения этого желания, отсутствие гарантии успеха – как бы там ни было, а все зависит от умения франчайзи правильно подойти к бизнесу, а также риск для франчайзера.

И все же франчайзинг, несомненно, может стать выгодным и для одной, и для другой стороны. Но для этого нужно, чтобы все совпало: опыт франчайзера и старательность франчайзи, желание сотрудничать и порядочность обоих. Поэтому выбор франчайзера – впрочем, так же, как и франчайзи, - дело ответственное и достаточно сложное. О том, как к нему подойти и не допустить при этом ошибок, мы расскажем в следующем номере.

Фил Брод, генеральный директор Jumeirah Restaurants LLC
the noodle house – ведущий бренд нашей компании. Первый ресторан the noodle house появился в 2002 году в Дубае, и с тех пор количество заведений выросло до 18 – в ОАЭ, Омане, Египте, Саудовской Аравии, Кувейте, Кипре, Австралии и Катаре. Бренд продолжает активное развитие, и договоры франшизы уже подписаны с партнерами на Ближнем Востоке, в Европе и Азии.

Мы предлагаем концепцию, очень востребованную на российском ресторанном рынке, - ресторан для всей семьи, где повара за считанные минуты готовят из свежих продуктов ароматные блюда Юго-Восточной Азии на открытом огне на глазах у гостей. Средний чек, по нашим прогнозам, составит около 480-510 рублей без алкоголя. В каждом ресторане 90-100 посадочных мест, имеющих в потенциале 5-кратный оборот ежедневно.

Паушальный и технический взнос индивидуален, в зависимости от того, сколько заведений и за какой срок намерен открыть франчайзи. Роялти составит 5% с продаж, помимо этого 1% с продаж пойдет на развитие сети в целом, поскольку наша компания осуществляет большую маркетинговую поддержку.

Будущий франчайзи получит не только бренд, но и полное руководство по бренду, включая разработку дизайна, технологические карты и помощь в их адаптации, список и план расстановки оборудования, а также систему тренингов для персонала.

У нас высокие требования к качеству. Все составляющие бизнеса, включая продукты питания, посуду, оборудование, мебель, материалы для оформления ресторана, должны соответствовать нашим стандартам. Контроль также строг, но надежных партнеров мы всегда поддерживаем и при возникновении каких-либо проблем помогаем в их решении.

Интервью с Филом Бродом
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх