Во всём мире владелец заведения — хозяин — старается так научить официанта, чтобы он воспринимал человека, приходящего в ресторан, как гостя. Соответственно, официант радуется, старается ему всячески помочь и вкусно накормить. У нас до сих пор часто встречается другое отношение: мол, я работаю, а вы тут ходите!.. К сожалению, это наследие советской системы, которое осталось ещё в очень многих — я не хочу сказать, что во всех, но в очень многих — официантах. Они начинают либо прислуживать, либо заноситься. И то, и другое является сторонами одной медали — комплекса неполноценности. От него необходимо избавляться!
Избавляться очень просто: советую официанту начать искренне радоваться, что человек пришёл к нему в гости. Да, в ресторан приходят разные люди. Но на то ты и профессионал, чтобы быть психологом и понимать каждого из них.
Официант — на самом деле тяжёлая работа, и надо учиться не только этикету (подаче вилок, ножей и так далее), но и человеческой психологии, коммуникации. Учиться основам конфликтологии. Люди действительно бывают разные — иногда приходят откровенные хамы, и надо уметь защищаться от хамства. Психикой человека можно управлять, и гостя можно заговорить, отвлечь, заинтересовать чем-то — есть ведь ещё и любопытство, есть халява. Словом, можно найти к нему правильный в данной ситуации подход. В этом и заключается профессионализм официанта.
Сегодня коммуникации очень важны. Потому что мир — человеческая цивилизация в целом — переживает переходный процесс, время транзита. Это время очень сложное. Об этом не любят говорить ни по радио, ни по телевизору, но мы должны понимать, что общество потребления начинает уходить. Очень постепенно, не везде равномерно. Россия, как всегда, отстаёт. Но и у нас уже возникают новые институты, новые образования, связанные с человеком. Говоря языком философии, антропоструктуры побеждают социоструктуры. А проще — постепенно важнее всего становится человек, свободные люди.
Это очень сложный процесс. Он связан с успехами в биологии, с успехами в информатике, в квантовой механике. Через десять-двадцать лет мир будет совсем другой: человечество к этому готовится. Те социоструктуры, которые существуют сегодня не в виде государства — государство ещё надолго останется, а в виде способов управления государством, уходят.
Эти вызовы мы в России воспринимаем пока тяжело. Но и у нас сейчас начинают понимать: чтобы успешно работать, нужно уметь коммуницировать. Потому что коммуникация — это вторая сторона любой профессии.
А уж профессии официанта коммуникация касается прежде всего! Вы можете быть прекрасным специалистом в своём деле, но если вы не умеете коммуницировать, то не станете успешным — просто не сможете.
Когда-то Бродский спрашивал, может ли человек, который умеет хорошо строить самолёты, не читать Диккенса? Может. Он будет строить прекрасные самолёты, но будет менее разносторонним, а значит — менее счастливым, потому что у него в жизни будет меньше выбора.
Однажды мы на курсе с детьми говорили о столовом этикете. Я спросил их: «Дети, а для чего вам всё это нужно?» Они тянули руки, кто-то отвечал: «Чтобы всегда хорошо выглядеть», кто-то говорил о культуре поведения в обществе, а одна девочка, задумавшись, вдруг сказала: «Чтобы быть счастливым…». И это правда! Потому что чтобы быть счастливым, надо хорошо работать, любить людей, хорошо относиться друг к другу, уважать достоинство другого человека, независимо от того, согласны вы с ним или нет — именно из этого складывается счастье. А не из наличия «Бентли» и шести самолётов.
И мир стремительно идёт к этому, эта идеология создаётся в передовых странах передовым отрядом людей, которые сегодня объединяются: преподаватели университетов, учёные и бизнесмены, экономисты и финансисты. И мир станет совершенно другим в силу очень многих причин и главное — в силу технологических изменений, которые неизбежно произойдут.
И это напрямую касается официантской профессии! Да, чтобы стать официантом, нужно знать, как разложить вилки, как разложить ножи и тому подобное, но ещё нужна коммуникация — которая является основой будущего. Человек, чтобы вжиться в этот новый мир, который грядёт, должен уметь коммуницировать. А официант — тем более! Потому что гостю в ресторане необходимо не только вкусно поесть, но ещё и нормально пообщаться, увидеть нормальных, приятных ему людей.
При этом ни для гостя, ни для официанта совершенно не должно быть важно, как относится каждый из них к тому или другому событию и даже какой они национальности. Потому что мы не популяция, не population: популяция — это самовоспроизводящиеся особи. Мы — народ! А народ — это когда люди уважают достоинство другого человека, хотя могут быть с ним совершенно не согласны.
Сегодня из общества это понятие совершенно выхолощено, его нужно возвращать глобально. Причём официант сейчас может первым нести эту культуру — если он, конечно, сам является культурным человеком и представителем народа, а не population.
Юлиана Шунина – основатель агентства PR Integral и PR Integral Media, автор гастроблога «PR со вкусом&raq...
На фоне дефицита кадров российские компании принялись активно искать сотрудников в дружественных государствах. Ряды ж...
Telegram-канал ReBro by Dmitry Levitsky опубликовал данные сервиса HH.ru по статистике вакансий и резюме соиска...