Top.Mail.Ru

Греческое вино как часть великой культуры

В ноябре в петербургской гостинице \"Невский Палас\" и московской \"Рэдиссон САС Славянская\" был представлен Салон греческих вин \"Wine Road Show- 2008\". Организаторы Салона - Совет по международной торговле Греции (HEPO) и Межпрофессиональная организация виноградарства и виноделия Греции - представили около 20 ведущих винодельческих компаний этой страны.

Известность в России


Хотя экспорт греческих вин в Россию с 2005 года увеличился более чем в 3 раза, достигнув в период с января по ноябрь прошлого года 7440 гектолитров, россияне в целом все еще плохо знают эти интересные вина. Массово известна фактически только Рецина (Retsina) - вино с ярко выраженным смолистым оттенком, да и то - именно из-за этого смолистого привкуса - оно не находит своих поклонников. И уж, во всяком случае, по нему нельзя судить о разнообразии виноделия этой страны, хотя это действительно традиционное греческое вино.

Дело в том, что в Древней Греции вина перевозили в амфорах, которые закупоривали паклей из листьев, обмазанных смолой сосновых деревьев: по-другому оно тогда просто не сохранялось. Конечно, эти смолистые тона впитывались в перевозимое вино, и ему дали соответствующее название - Рецина, что означает \"смола\". Потом греки стали просто собирать смолу с сосен и добавлять ее в хранящееся вино, даже когда нужда в этом отпала: запах, знакомый с детства, до сих пор нравится многим. Но на экспорт это вино продвигается с трудом: за рубежом смолистое вино не приживается.

Организаторы Салона поступили мудро: они представили лучшие вина своей страны, которые экспортируются в основном в Германию, США и Францию и не известны пока широкой публике в России. Впрочем, как отметил Константин Лазаракис, обладатель титула Мастер Вина, лучшей стратегией для Греции в данном случае будет распространение продукта по ресторанам.

Титул Мастера Вина дает специальный институт Мастеров Вина, база которого находится в Лондоне. Это единственное учебное заведение, дающее подобный титул, и экзамены, которые сдают обучающиеся, считаются в виноделии самыми сложными. На сегодняшний день в мире насчитывается всего 270 Мастеров Вина. Константин Лазаракис - единственный в Греции. Чтобы получить этот титул, он учился 7 лет и теперь занимается рекламой и продвижением греческого вина на иностранном рынке. На Салоне Лазаракис провел мастер-класс по греческим белым, красным и сладким винам.

- Греческие вина особые, они отличаются от остальных, - сказал он. - В нашей стране вина получили свою философию, заключающуюся и в том, как мы ухаживаем за нашими виноградниками, и в том, как продаем вино, и как его потребляем.

Греческие стандарты классификации


Еще в Древней Греции был разработан специальный закон о производстве вина: его качество должно было подтверждаться специальными печатями о месте происхождения. Сейчас классификация греческих вин соответствует стандартам классификации вин Европейского Союза. Вина делятся на две категории: столовые (Table Wines), составляющие низкий сегмент, и качественные (Quality Wines Produced in Specified Regions, более известные как V.Q.P.R.D.), произведенные в определенном регионе и составляющие высокий сегмент.

Сегодня в Греции зарегистрировано 28 наименований вин категории V.Q.P.R.D. и 87 наименований местных, региональных (греческие Topikos Oenos, эквивалент французских Vins de Pays). Последние являются подкатегорией Table Wines. Выделение местных вин в отдельную подкатегорию стало значимым событием, поскольку позволило производителю заявлять на этикетке происхождение, сорт винограда и год изготовления вина. Topikos Oenos дали возможность производителям выйти за рамки традиций региона и экспериментировать. В Италии, Испании и Греции они часто расцениваются как самая интересная ниша винного рынка. Кроме местных, в эту группу столовых вин включаются непосредственно Table Wines (греческие Epitrapezios Oenos) и традиционные вина, производящиеся только на территории Греции (Рецина относится именно к этой подкатегории).

Качественные вина происходят из хорошо известных областей виноделия. Они разделены на две подгруппы. Нижний класс - вина O.P.A.P. - являются винами высокого качества, контролируемыми по происхождению. Это эквивалент V.D.Q.S. (Франция), D.O.C. (Италия), D.O. (Испания) и QbA (Германия). Верхний, более защищенный класс - вина O.P.E. (эквивалент A.O.C., D.O.C.G., D.O.Ca. и QmP соответственно). Законодательство определило не только обозначение территории производства, но и упорядочило многие другие аспекты виноделия: разрешенные виноградные сорта, плотность посадки виноградников, дату сбора урожая и прочее.

- Винное законодательство ЕС обеспечивает очень важную защиту против неблагоприятных тенденций рынка, - рассказывает Константин Лазаракис. - Характерным примером может послужить регион Наусса O.P.A.P. на севере Греции. Сорт, разрешенный для выращивания в данном регионе, - Ксиномавро (Xinomavro). Он обладает слабо выраженным цветом, высокой кислотностью, сильными танинами, с очень сложным и отличительным характерным ароматом. Это угловатое, но очень сложное вино было трудно продаваемым на протяжении многих лет, в то время как введение сортов Сира/Шираз (Syrah) и Мерло (Merlot) позволило создавать более успешные региональные вина. Если бы Наусса не была защищена законодательством, то сорт Ксиномавро был бы отодвинут на второй план, если не полностью забыт. Тем не менее за прошлые 5 лет все больше знатоков и производителей стали понимать уникальные характеристики этого сорта, позволяя региону Наусса заявить о себе на мировой винной арене.

Производители


- Чтобы достичь успехов в производстве вина хорошего качества, необходимо, чтобы в стране была развитая аристократия, - считает Константин Лазаракис. - Когда человек борется за жизнь, сложно думать о той высокой эстетике, которой требует хорошее вино. В Бордо представлен сильный аристократический класс, в Бургундии - монахи. В Греции вино всегда было частью повседневного меню каждой семьи. Но современный подход к нему выработался лишь во второй половине XX века.

Сегодня вино в стране производится в большем, чем когда-либо, объеме и обладает хорошими качествами. Греческие вина отличаются тем, что заявляют о себе негромко, но покоряют потребителя надолго.

- Есть вина, которые сразу, с первого глотка впечатляют человека, - говорит Константин Лазаракис. - Но бокал закончить сложно... Обычно это вина с повышенным содержанием алкоголя. И сегодня трудно найти продукт с содержанием алкоголя менее 14%. Иногда это объясняют изменением климата, но это, скорее, перемена стиля: если вино не кричит о себе громко, то его никто не заметит. Правда, греки привыкли к иному. Мы пьем вино за обедом, обычно - по 2-3 бокала, и предпочитаем открывать для себя этот напиток постепенно: в нашем вине часто всего 11,5% алкоголя.

Салон показал все многообразие греческих вин и их производителей. CAIR с Родоса, Cavino с Пелопоннеса, Semeli, Evharis, Nico Lazaridi, Domaine Sigalas, Meditera и многие другие представили свои вина в основном из автохтонных сортов - белых Вилана (Vilana), Ассиртико (Assyritiko), Аидани (Aidani), с розовой кожицей Мосхофилеро (Moschofilero), красных Ксиномавро и Агиоргитико (Agioritiko).

Более подробный рассказ о греческих сортах винограда и особенностях регионов читайте в следующем номере.

Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

предприниматель, ресторатор и сооснователь барной экосистемы «#СледуйЗаКроликами»., сооснователь и совладелец заведений El Copitas Bar, Tagliatella
Основатель, владелец ресторанной группы Dreamteam (Smoke BBQ и «Траппист» в Москве и Петербурге, Self Edge Japanese, Blackchops)  
Бар-менеджер ресторана Niki и кофейни Eleven
Бар-менеджер новоорлеанского бара Nola Jazz Bar
Шеф-повар, бренд-амбассадор STANFOOD
владелец ресторанного холдинга Family Garden, РК «Мандарин», ТЦ «Апельсин.Базар» и фабрики «Mr.Food»
фромажер, победитель конкурса «Лучший сырный сомелье России» 2021
шеф-повар EFKO FOOD Professional
бренд-шеф компании «Тамаки»
Вверх