Сентябрь начался с форума Food Business Show, который организует наш журнал, и форум прошёл крайне активно. Мы на одной площадке собрали более 45 экспертов ресторанного рынка, более 30 партнёров и более 500 участников из двух с лишним десятков городов России и других стран, обсудив проблемы рынка и пути их решения, — и, конечно, на страницах сентябрьского номера журнала можно и прочитать о прошедшем форуме, и посмотреть фотографии.
Полсотни экспертов и свыше 500 участников из более чем 20 городов России и других стран собрал в сентябре форум журнала «Ресторановед» Food Business Show. Йошкар-Ола, Мончегорск, Псков, Киров, Сыктывкар, Владимир, Владивосток, Архангельск, Рязань, Новосибирск, Пятигорск, Гузулук, Москва, Минск, Киев — рестораторы и шеф-повара из этих и многих других городов собрались в Санкт-Петербурга, обсуждая проблемы ресторанного рынка.
Более двух десятилетий — с 1997 года! — проводится в Москве выставка ПИР: в этом году ей исполняется 21 год. И сегодня она является крупнейшим отраслевым событием в индустрии гостеприимства. О том, как начинался ПИР, как менялся с течением времени и с какими результатами подошёл к сегодняшнему дню, мы разговариваем с генеральным директором ПИР Экспо Еленой Меркуловой.
Форум WHF II — ежегодная профессиональная встреча ведущих экспертов HORECA, успешных практиков, лидеров отрасли и специалистов смежных наук: маркетинга, финансов, управления персоналом, архитекторов и поставщиков.
Впервые в своей истории Национальная ресторанная премия Where to Eat составляет рейтинг сразу в трёх регионах страны. Коллегия экспертов в этом году расставляет по ранжиру ещё и гастрономические заведения Ростовской области и Краснодарского края (Where to Eat Юг 2018) — по тому же принципу, согласно которому последние годы определяются лучшие рестораны Санкт-Петербурга и Москвы.
Насколько популярна тема безалкогольных напитков в России? Как и сколько можно заработать на безалкогольных напитках? Виталий Козлов, представитель барменской ассоциации Санкт-Петербурга и бывший вице-президент барменской ассоциации России, рассказал об этом на форуме Food Business Show.
Безусловно, на эту тему написан не один десяток книг. Можно сказать, это уже целая наука. Я же могу рассказать исключительно про свой «метод». Любому, кто готовится стать оратором на масштабном мероприятии, я рекомендую прежде всего ознакомиться с теорией публичных выступлений. И второе — выступать. Говорите тосты! За столом, на свадьбах. Разговаривайте и копите опыт. Замечайте, как со временем вы меньше нервничаете, а речь начинает, наконец, литься рекой.
EVDOKIMOV GROUP — петербургская управляющая компания, в которую входят digital и event агентство, ресторанная группа и сеть автосервисов. Структура организована таким образом, что в каждом подразделении есть свой руководитель. Один из них, Владислав Евдокимов, управляющий партнёр ресторана «Паруса на крыше» и основатель EVDOKIMOV GROUP. Он рассказал журналу «Ресторановед» о кейсе, который группа разработала на базе ресторана «Паруса на крыше», сделав его, по словам Владислава, одним из самых посещаемых заведений города.
Новый ресторан индийской кухни Bombay Cafe в «Голицын-лофте» на Фонтанке был открыт в начале лета. Алексей Буров, один из его основателей, уверен: у проекта есть всё, чтобы стать успешным. Алексей рассказал журналу «Ресторановед» о том, каким образом он занимается собственным образованием, а также какой из проектов ему нравится больше всего.
Многие рестораторы знают, что такое кейтеринг, но не предлагают его как услугу своим гостям и корпоративным клиентам — лишая себя таким образом дополнительной прибыли. Я знаю случаи, когда клиент сам обращается в ресторан с запросом на выездное обслуживание потому, что ему нравится еда и он хочет, чтобы ему организовали кейтеринг такого же качества, но ресторатор отказывается удовлетворить эту потребность.
Юлия Юричева, директор петербургского видового ресторана La Vue, находящегося на крыше отеля Санкт-Петербург, говорит, что отвечает за баланс в ресторане — баланс между кухней, сервисом и атмосферой. Как ей это удается, «Ресторановед» решил узнать лично, ведь ресторан принадлежит крупной ресторанной группе «Сититель», которая всё больше и больше наращивает своё присутствие в Петербурге.
Мясное, хлебобулочное, кондитерское производства и даже производство суши и пиццы — всё это российскому рынку знакомо и уже привычно. А вот производство сыров до последних лет считалось прерогативой исключительно Европы, и лишь с введением санкций в России стали заявлять о себе сыровары (которые, как оказалось, и прежде у нас были и работали) и появились рестораны с собственными сыроварнями. Мы разговариваем с Александром Михальчуком, управляющим директором ресторана «Сыроварня» в Санкт-Петербурге.
«У вас всё хорошо?» — элегантный молодой человек стремительно движется по залу, подходя к гостям, пришедшим на открытие его нового ресторана Barceloneta. Грузинское гостеприимство, непередаваемым образом сочетающееся с еврейской рассудительностью, позволяет ему видеть в людях скрытое и интуитивно находить слова, нужные каждому. К Георгию Хвистани любят приходить в гости. Недаром у него, ворвавшегося на ресторанный рынок Сочи 13 лет назад и растущего вместе с этим городом, теперь 13 заведений разных концепций, объединённых в London Restaurant Group. При этом все заведения успешны — он неусыпно следит за этим, собирая силы для качественного рывка вперёд. Куда? В Барселону, конечно!
Стейк-хаус, гриль- и тартар-бары, барбекю — какие только концепции ни предлагают гостю рестораторы, выбравшие мясной формат своих заведений. Этот формат считается стабильно прибыльным, но, как предупреждают его апологеты, выводить на рынок проект «мясо и пиво», считавшийся совершенно беспроигрышным лет… 20 назад, сегодня нужно очень аккуратно, даже если это, казалось бы, интересный всем стейк-хаус.
Мясо в заведениях, которые взяли его за основу концепции, фактически всегда в той или иной степени разбавляется овощными и рыбными позициями: как объясняют рестораторы — для девушек, вегетарианцев, а сегодня ещё и песко-вегетарианцев (понятие, ставшее известным относительно недавно и означающее людей, которые не едят мясо, но благосклонны к рыбе и морепродуктам). Сегодня можно наблюдать тенденцию к некоторому увеличению доли этих блюд даже в классических мясных заведениях.
Гриль, конечно, остаётся главным оборудованием кухни стейк-хаусов, однако сегодня появляются новые виды грилей — необычные, но, как утверждают рестораторы, выгодные в перспективе. Кроме того, шеф-повара освоили и стали использовать технологии влажного и сухого вызревания с соответствующим оборудованием.
Для создания гармоничного интерьера важно разбираться во всех тонкостях ресторанного бизнеса. Создать красивый интерьер не сложно, сложно заставить его работать слаженно. Ресторан — это сложный механизм, требующий точной настройки. Как часовщик-виртуоз добивается слаженной работы шестерёнок, рычагов и маятников, так и опытный ресторатор ищет баланс всех составляющих бизнеса. Концепция, интерьер, меню, сервис, кухня, логистика — элементы или идеально подходят друг к другу, или механизм даёт сбой.
Стейки всегда были в меню дорогой позицией, и во многом из-за этого мясные заведения считались премиальным сегментом. И сегодня, когда открываются демократичные мясные ресторанчики, одной из проблем для них является доказать своей целевой аудитории, что их цены вполне доступны, а обслуживание — дружелюбно. Впрочем, сейчас и в заведениях класса премиум ждут гостей, которые не могут себе позволить чек выше 1–1,5 тысяч рублей.
Евгения Нечитайленко — выпускница Лондонской школы PR Джона Долтона, Института коммуникационного менеджемента при Высшей школы экономики, Международной программы Food&Succes и «Школы успеха Михаила Зельмана» — в ресторанном бизнесе более десять лет. За годы работы она принимала участие в формировании и реализации более чем 170 ресторанных концепций, став соавтором десятков ресторанных концепций в России и за рубежом. В 2011 году основала гастрономическое агентство Prprosto, в портфеле которого уже более сотни клиентов, среди них — проекты ключевых поваров и рестораторов: Тимура Абузярова, Дмитрия Зотова, Аркадия Новикова и прочих.
Никита Сечин, шеф-повар петербургского ресторана La Vue, был одним из первых поваров России, к кому на кухню пришла небезызвестная ведущая из небезызвестной передачи «с проверкой» — тогда он работал в «Волга-Волга», и хотя был су-шефом, так получилось, что встречать группу пришлось именно ему. И он выдержал это с честью!