Top.Mail.Ru

Распоряжение о проведении проверки - обязательно!

Распоряжение о проведении проверки - обязательно!

Заканчивая цикл материалов о проведении проверок в ресторанах, мы расскажем, на что имеют право сотрудники определенных государственных органов, а на что они права не имеют и, соответственно, не могут требовать. Этот вопрос тем более своевременен, что вступил в действие приказ от 30 марта 2010 г. N 249 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Согласно этому приказу, сотрудники кафе и ресторанов вправе требовать у сотрудников правоохранительных органов выдачи копии распоряжения об обследовании до его начала. Рестораторы смогут узнать о целях милицейской проверки, кто ее инициировал, кто отдал распоряжение. На практике это означает, что ресторатор может не позволить сотрудникам милиции, не имеющим данного распоряжения, начинать какие бы то ни было проверки. Он может позвонить 02 и заявить о несанкционированной проверке.

Органы внутренних дел

При наличии и после предъявления служебных удостоверений и распоряжения о проведении проверки сотрудники органов внутренних дел имеют право беспрепятственно входить в помещения, занимаемые предприятием; проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изучать документы на материальные ценности, на денежные средства и временно изымать данные документы с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов; изымать с обязательным составлением протокола образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей; проводить контрольные закупки; получать от должностных и материально-ответственных лиц сведения и объяснения по факту нарушения законодательства; требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных законодательством об административных правонарушениях; составлять протокол об административном правонарушении, осуществлять административное задержание и применять иные меры, предусмотренные законом.

Сотрудники органы внутренних дел могут давать правовую оценку и налагать административные взыскания (штрафы) только за следующие виды правонарушений:

— продажа товаров без документов (в том числе без применения контрольно-кассовых машин);
— незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена;
— продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов;
— обман потребителей.

Они имеют право проверять наличие таких документов, как:

— паспорт (удостоверение личности);
— свидетельство о регистрации юридического лица;
— соответствующие лицензии, сертификаты;
— кассовый журнал;
— накладные и тому подобное.

Поэтому юристы советуют рестораторам держать наготове папку, куда складываются документы, готовые для проверки.

Сотрудники милиции не имеют полномочий:

— проверять наличие у сотрудников санитарных книжек (это право федеральным законодательством предоставлено исключительно органам Госсанэпиднадзора, Роспотребнадзора);
— изымать вещи и документы, не относящиеся к и не имеющие значения для рассмотрения дела об административном правонарушении;
— изымать свидетельства о регистрации юридического лица, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические заключения на товар и тому подобные документы.

По итогам проверки обязательно заполняется акт. В случае выявления административного правонарушения составляется протокол, копия которого по просьбе руководителя заведения вручается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. После составления протокола ресторатору (руководителю заведения) необходимо как можно скорее встретиться с юристом, что позволит свести к минимуму негативные последствия проверки. Мера ответственности за административное правонарушение устанавливает должностное лицо органов внутренних дел, уполномоченное принимать решение о привлечении к административной ответственности, или суд.

На основании протокола об административном правонарушении составляется протокол о привлечении виновного лица к административной ответственности. Поэтому после составления протокола об административном правонарушении необходимо предоставить документы по проведенной проверке в отдел общеправового сопровождения для выработки позиции по делу об административном правонарушении.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (уполномоченный территориальный орган)

Представители Роспотребнадзора после предъявления служебных удостоверений и предписания о проверке имеют право: беспрепятственно посещать территорию и помещения ресторана в целях проверки санитарного законодательства и выполнения санитарно-профилактических мероприятий; принимать решение о проведении в ресторане гигиенических и противоэпидемических мероприятий; проводить отбор проб и образцов пищевых продуктов, готовых блюд, полуфабрикатов для исследований; проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов в целях установления их соответствия санитарным правилам; применять меры административного воздействия при выявлении нарушений санитарных правил; выносить мотивированные предписания о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Сотрудники этой организации имеют право проверять следующие документы:

— санитарно-эпидемиологическое заключение;
— сертификат соответствия;
— договор аренды;
— свидетельство о регистрации;
— лицензию на продажу алкогольных напитков;
— санитарный паспорт;
— журнал расчета и списания дезинфицирующих средств;
— все документы поставщиков на продукты и полуфабрикаты, оборудование (накладные, сертификаты, санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные справки, удостоверения качества и безопасности);
— технологические карты;
— медицинские книжки и журнал их регистрации и выдачи;
— журнал регистрации результатов лабораторных испытаний.

Приказ МВД России N 249 от 30 марта 2010 г., подписанный министром, генералом армии Р.Нургалиевым, гласит:

«1. Утвердить:
1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).
1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).
2. Начальникам ДепУР, ДЭБ, ДПЭ, ДСБ, ДОПТ, ДРО, ДООП, УОГЗ МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений и управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений, отделов внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, линейных отделов (управлений) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, отделов (управлений) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах организовать изучение Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности».

Приложение N 1 к Приказу МВД России N 249 представляет собой инструкцию, которая четко определяет порядок проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Ее действие не распространяется на обследование жилых помещений. Проведение обследования назначает должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное издавать распоряжения о проведении обследования, путем вынесения соответствующего распоряжения по установленной форме. При этом руководитель несет персональную ответственность за обоснованность издания распоряжения. Распоряжение регистрируется в специальном журнале. Перед началом обследования сотрудник предъявляет представителю юридического лица либо физическому лицу для ознакомления распоряжение о проведении обследования и вручает его копию под роспись.

Первым приложением к данной инструкции является образец бланка распоряжения, которое должно быть заполнено (копия выдается ресторатору); вторым приложением является образец бланка журнала учета распоряжений о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия.

Приложением N 2 к Приказу МВД России N 249 является перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия.

Представители Роспотребнадзора не имеют права брать смывы с одежды и полотенец во время работы (кроме эпидситуаций). При проведении смывов во время работы руководителю заведения следует указать на данный факт при подписании акта отбора проб.

По итогам проверки заполняются: акт санитарного обследования объекта; направление в лаборатории ЦГСЭН; протоколы выемки проб в двух экземплярах; протокол об административном правонарушении.

Санитарное обследование с отбором проб и проведением смывов проводится санитарным врачом или его помощником в присутствии управляющего ресторана или шеф-повара. В процессе отбора проб составляется акт отбора проб по установленной форме, в котором указывается: дата и час взятия проб; точное наименование обследуемого ресторана; место и точка сбора; отобранные после смыва пробы должны обязательно храниться в холодильнике или в сумке-холодильнике. Причем транспортировка проб тоже должна осуществляться в сумке-холодильнике. Если такой сумки у проверяющих нет, то ресторатор может вежливо их попросить указать в акте, что доставка проб осуществлялась не в сумке-холодильнике.

Составлять протокол об административном правонарушении, а также протокол о привлечении к административной ответственности могут только уполномоченные лица Роспотребнадзора.

Управление государственной противопожарной службы МЧС

Представители этой государственной службы после предъявления служебных удостоверений и предписания о проверке имеют право: проводить обследование и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в жилые и иные помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей; давать руководителям предприятий, должностным лицам, предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), приостановки реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности.

Они могут выносить предписания о приостановке полностью или частично эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, помещений, о проведении отдельных видов работ при выявлении нарушения требований пожарной безопасности; налагать административные взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременного исполнения предписаний и постановлений ГПС и нарушения правил пожарной безопасности (ППБ 01-03). Также они имеют право запрашивать документы по выполнению и соблюдению мер пожарной безопасности на предприятии, разрешительную и согласовательную документацию на размещение предприятия.

Представители УГПС МЧС не могут осуществлять проверки в случае отсутствия должностных лиц (директора, заместителя директора), а также проверять и запрашивать документацию, не относящуюся к компетенции УГПС.

По итогам проверки заполняются: акт о противопожарной безопасности, в котором указываются выявленные нарушения и их характер; предписание с перечнем мероприятий по выполнению требований мер пожарной безопасности с указанием пунктов и названий нормативно-правовых актов (правил пожарной безопасности ППБ 01-03, строительных норм и правил, правил устройства электроустановок и др.) Может быть составлено предписание о приостановке эксплуатации помещений, оборудования и объектов с указанием конкретных нарушений, при которых эксплуатация объекта может привести к возникновению пожаров. Также может быть составлен протокол об административном правонарушении.

Как правило, представители этой службы предварительно созваниваются и предупреждают о проверке. На основании протокола об административном правонарушении составляется протокол о привлечении виновного лица к административной ответственности. Поэтому после составления такого протокола необходимо предоставить документы по проведенной проверке в отдел общеправового сопровождения для выработки позиции по делу об административном правонарушении.

Инвентарь на предприятии должен храниться с интервалом 20-25 см, он должен быть помечен разным цветом (для кухни — зеленым, для туалета — красным, для зала — синим).

Федеральная служба по труду и занятости

Представители этой службы после предъявления служебных удостоверений и распоряжения (приказа) о проведении проверки имеют право: получать от уполномоченных лиц организации документы, объяснения, информацию, связанные с организацией труда и оформлением трудовых книжек; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами обязательных требований в сфере труда; рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства.

Они не могут осуществлять проверки в случае отсутствия должностных лиц (управляющего рестораном), а также проверять и запрашивать документацию, не относящуюся к компетенции Федеральной службы по труду и занятости.

По итогам проверки заполняется предписание об устранении нарушений трудового законодательства; протокол об административном правонарушении.

Федеральная инспекция по труду и занятости проверяет следующие сведения: правила приема, перевода и оформления на работу, учет рабочего времени и времени отдыха (наличие графиков работы/сменности), соблюдение норм и правил охраны труда, документы по материальной ответственности и т.д.

На основании протокола об административном правонарушении составляется протокол о привлечении виновного лица к административной ответственности. Поэтому после составления такого протокола необходимо предоставить документы по проведенной проверке в отдел общеправового сопровождения для выработки позиции по делу об административном правонарушении.

Уважаемые рестораторы, владельцы и руководители заведений! В следующих номерах мы планируем поднять темы лицензирования алкогольной продукции, страхования заведений и приема на работу мигрантов. Все интересующие вас вопросы вы можете задать Светлане Куликовой, редактору издания, по электронной почте sve-kulikova@yandex.ru или kulikova@restop.ru

— В целом, малый бизнес стали проверять до 70% меньше, чем это было еще два года назад, — констатировала на пленарном заседании II Конгресса рестораторов и отельеров Северо-Запада Нина Динес, юрист Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга. — Стало гораздо меньше и милицейских проверок, касающихся оперативно-розыскных мероприятий.

Однако, отметила юрист, предприниматели по-прежнему обращаются с жалобами на внеплановые проверки общественными организациями. Нина Динес советует в случае их визита требовать копии документа о госрегистрации организации и документа, определяющего задачи ее работы. Особо она отметила, что все государственные проверки бесплатные — и никто не может заставить ресторатора или руководителя заведения вернуть деньги за обед.

Юрист обратила внимание рестораторов на то, что при проведении такой проверки, как финансовый контроль (он осуществляется налоговой службой), бизнес часто штрафуют за отклонение по времени в контрольно-кассовой технике.

Особенно визиты учащаются при смене времени года — осенью и весной, предупредила Нина Динес.
Мария Орлова, исполнительный директор Ассоциации предприятий общественного питания

Раньше, согласно Закону о милиции, сотрудник правоохранительных органов мог проводить в заведении общественного питания действия оперативно-розыскного характера в том случае, если подозревал о готовящемся в нем преступлении, не предъявляя никаких документов, кроме удостоверения. Так, к примеру, сотрудники милиции могли запросто войти в ресторан и начать проверять санитарные книжки, просто проинформировав персонал о подозрении в использовании поддельных книжек. Таких примеров может быть множество: и «оперативная информация» о паленой водке, и подозрение на наркоторговлю, и так далее. Словом, любое подозрение на предполагаемое преступление или мнение, что в заведении происходит что-то противозаконное, позволяло сотрудникам милиции проводить осмотры и прочее. Соответственно, иногда происходили злоупотребления и вымогательства. Жалоб было много...

Но теперь все свои подозрения сотрудник милиции должен обосновать своему начальнику — заместителю начальника отделения, и уже тот должен принять решение о проверке и, соответственно, подписаться под распоряжением, в котором прописаны все основания для проведения проверки. В ресторане копия распоряжения выдается на руки персоналу, и проверка проводится согласно распоряжению. И если ресторатор не согласен с выводами, то пишет жалобу или оспаривает законность проверки в суде. Теперь ни один заместитель начальника отделения не подпишет «липовую» бумагу: никому это не надо, если нет действительно веских оснований.

Если у зашедшего в заведение сотрудника внутренних органов есть распоряжение, заполненное по всем правилам, значит, он предоставляет все, что прописано в данном распоряжении и не более! Другой вопрос, если ресторатор считает, что он невиновен и вся процедура была надумана. Тогда он вправе обратиться в прокуратуру или в суд, имея при этом на руках копию распоряжения.

Ресторатор, у которого все в порядке, избавлен теперь от еще одной причины головной боли: к нему больше не зайдет милиция и не будет пугать гостей и персонал. Нет распоряжения — звоните 02!
Другие статьи
Смотреть все

Оптимизация затрат на кухне — одно из главных условий успеха ресторана. Предлагаем вашему внимаю статью из архива жур...

В прошлой публикации мы рассказывали как минимизировать расходы при закупке оборудования для ресторана. В этой статье...

Оборудование является основной статьёй расходов на кухню. Эксперты ресторанного бизнеса обсуждают, как купить его деш...

Генеральный Директор ООО "ДИННЕР СЕРВИС"
Профильный специалист/руководитель
Руководитель товарного направления «HoReCa, медицина и пищевые производства» в компании «Союзспецодежда»
Вверх